
Сколько бы новейших автомобилей не стояло в автосалонах, люди чаще берут автомобиль, который уже был в эксплуатации у предыдущего хозяина, а в худшем случае хозяев. Но вторичный транспорт требует вложений (или капитального ремонта). В целях экономии автолюбители самостоятельно пытаются исправить, то что вышло из строя за период эксплуатации, но часто не понимают как это делать. Автомобиль вдруг начинает много «кушать» бензина, а на холостых оборотах работает, так, что слышно на весь район. В этой ситуации в первую очередь нужно проверить, нуждается ли в чистке дроссельная заслонка, а уж потом ехать в автомастерскую. Чистка дроссельной заслонки не самое сложное дело, поэтому владелец автомобиля может почистить самостоятельно, но необходимо немного разобраться в тонкостях этой процедуры.
Что такое дроссельная заслонка?
Этот прибор является сравнительно маленьким, но, пожалуй, одной из главных деталей автомобиля. С помощью этой заслонки происходит регулируемая доставка воздуха во впускной коллектор, что способствует смешению топлива и воздуха. Таким образом, только от дроссельной заслонки будет зависеть слаженность и стройность работы двигателя, и сколько топлива будет расходовать автомобиль. Эта деталь крепится двумя винтами, и соответственно при ее открытии происходит резкое увеличение оборотов двигателя. Заслонка может находиться только в двух положениях: открытом (в этом случае давление в системе впуска приближается к атмосферному) и закрытом (здесь уже будет формироваться вакуум, но плотно заслонка не должна закрываться, иначе двигатель заглохнет). Эта информация о положении прибора считывается датчиком, который передает данные на электронный блок управления, а он уже «решает» сколько топлива необходимо для хорошей работы автомобиля. Конечно, слишком долгая эксплуатация автомобиля в суровом и переменчивом российском климате ухудшает работу дроссельной заслонки, чаще всего в осенний период
Три типа привода заслонки:
- Механический: этим типом привода водителю необходимо управлять самостоятельно с помощью педали газа, которая соединена тросовым приводом с сектором газа. В состав дроссельной заслонки механического привода входят — байпасные каналы система подогрева, датчик положения дроссельной заслонки и конечно регулятор холостого хода. О двух последних приборах уже шла речь в этой статье. Байпасные каналы нужны в том случае если произойдет нагрузка работы двигателя на холостом ходу и эти каналы поддерживают обороты примерно на постоянном уровне. Однако у байпасных каналов имеется один серьезный недостаток – высока вероятность их обледенения, но на этот случай включается система охлаждения. Минус в работе заслонки с таким типом привода – это погрешность в работе прибора из-за чего конечная мощность двигателя не достигает желаемых цифр. Механический тип привода является самым простым и базовым, поэтому чаще присутствует на автомобилях эконом класса.
- Электромеханический: комплектация осталась практически такая же, как и у заслонки с механическим приводом, однако у этого привода появляется электронный механизм, который хоть и частично, но все же «умеет» управлять задвижкой. Работа в этом случае происходит следующая: после запуска двигателя электронным блоком подсчитывается то количество воздуха, которое нужно и заслонка может открыться на тот угол, который необходим. Поэтому в этом приводе нужно отрегулировать работу автомобиля на холостых оборотах. К сожалению, главный недостаток остался – погрешность работы заслонки имеется и у этого типа привода.
- Электронный – характерен для самых современных автомобилей. Работа прибора осуществляется автоматически, без участия водителя. Состоит из электронного блока управления, и главное дополнение – датчик положения педали газа. Поэтому угол, на который нужно открыть заслонку устанавливается с помощью электронной системы управления. В этом случае никаких погрешностей не возникает. Однако недостатков у такого вида привода хватает: при любом сбое в электронном блоке, заслонка будет работать некорректно; после нажатия педали газа информация обрабатывается не сразу, а через некоторое время, что также мешает работе двигателя.
Большинство автомобилей, стоимость которых соответствует эконом классу, оборудованы дроссельной заслонкой с механическим приводом. Браться за чистку прибора с электрическим приводом лучше не стоит, тут получится только испортить, особенно если автолюбитель не разбирается во всех тонкостях, а вот механическую заслонку прочистить куда легче и это под силу любому автомобилисту.
Причины загрязнений
Поскольку через заслонку идет регулируемая подача воздуха в коллектор, все что находится в воздухе (пыль, твердые частицы) попадает в коллектор (воздушный фильтр может не успевать задерживать грязь, поэтому и менять этот фильтр нужно чаще). По сути, воздух тянет в мотор, но случается, что мотор сильно изношен и всё же часть грязи задерживается на поверхности заслонки. Поэтому и чистка такого важного, но загрязненного прибора просто необходима.

Признаки грязной заслонки
«Симптомы»:
- нестабильная работа на холостых оборотах, а автомобиль в этом случае начинает «дергаться» при скорости менее двадцати километров в час;
- «зависание» оборотов после того, как была опущена педаль газа;
- двигатель запускается с трудом;
- увеличение потребления бензина.
Все отложения, скопившиеся на заслонке в период эксплуатации автомобиля, не позволяют функционировать прибору в полном объеме. Загрязнения не дают нормально открываться и закрываться дроссельной заслонке, а это приводит к невозможности достижения вакуума.
Почему появляются проблемы с холостыми оборотами? В этом случае всё зависит опять же от работы заслонки. На приборе установлено 2 устройства – датчик, который отвечает за положение дроссельной заслонки и регулятор, который отвечает за холостой ход. Только эти два прибора и позволяют сохранять работу оборотов стабильной.
Конечно, не во всех случаях такие проблемы связаны с дроссельной заслонкой, поэтому еще лучшей диагностикой будет являться визуальный контроль. Если при осмотре дроссельной заслонки наблюдается наличие сильного нагара и масляных загрязнений, то необходимо приступать к чистке.
Ошибки при чистке заслонки
Конечно, не все автомобилисты разбираются в тонкостях работы двигателя и всех приборов. Иногда это приводит к печальным последствиям, в том числе и при чистке дроссельной заслонки можно вывести из работы многие приборы. Как же этого не допустить?
В первую очередь, что нужно запомнить – это нельзя чистить прибор при малейшем сбое в работе двигателя на холостых оборотах или в том случае если автомобиль начал больше потреблять топлива. Еще раз необходимо повторить, что причин таких погрешностей может быть много и далеко не все связаны с дроссельной заслонкой. Рекомендовано чистить каждые пройденные 50 тыс. километров, однако часто водители пренебрегают этим советом. Кроме того, когда наступает сезон дождей (чаще осенью) следует также прибегнуть к чистке заслонки.

Ниже представлены примеры того, как делать не нужно:
- если не снять заслонку, а лишь протереть всю видимую грязь – эффект от этого будет низкий. Поскольку чистка включает в себя не только удаление загрязнений с поверхности прибора, но и прочистка всех задних стенок и каналов, которые также участвуют в работе дроссельной заслонки;
- не нужно с усилием натирать прибор до блеска, его достаточно легко повредить, а еще и таким образом нарушается работа датчика;
- нельзя использовать щетки. Этот пункт вытекает из предыдущего. Если начать чистить жесткой щеткой заслонку, это приведет к нарушениям в работе прибора.
- если в комплектации составляющих дроссельной заслонки имеются резиновые элементы, их необходимо снять, иначе вся химия, которая содержится в чистящем средстве, просто уничтожит эти элементы.
- на некоторых марках автомобилей прибор покрыт специальным защитным слоем, который часто путают с пылью и запросто счищают.
- в конце чистки не забыть обучить дроссельную заслонку, т.е. выставить все необходимые параметры оборотов холостого хода.
Причины появления загрязнений
Самые главные причины:
В том случае, если автовладелец использует бюджетный вариант топлива, заслонка будет быстро загрязняться. Дело в том, что дешевый бензин содержит осадок, который затем оседает нагаром на заслонке, поэтому лучше всего заправляться дорогим вариантом топлива. Если это сделать по финансовым причинам невозможно, то заправлять железного коня хотя бы на проверенных заправках.
Редкая смена топливного фильтра. В этот прибор часто набивается грязь, которая как раз и может оседать на дроссельном узле, а также попасть в систему впуска, что влечет за собой нарушение в работе дроссельной заслонке.
Газы с высоким содержанием масленых загрязнений. С их помощью происходит загрязнение и нарушение работы прибора.
В итоге лучше всего заправляться хорошим бензином, менять вовремя топливный фильтр и визуально осматривать дроссельную заслонку – всё это поможет избежать проблем в работе прибора.
Последовательность действий
Для чистки будет нужна мягкая ветошь, а также все необходимые автомобильные инструменты (отвертка, гаечный ключ, кисть) и средство для очистки.

- Сначала, как бы парадоксально не звучало, необходимо найти и снять саму дроссельную заслонку. Конечно, в различных марках автомобилей конструкции и сборка отличается, но всё же общие черты можно проследить.
- Снять воздушный патрубок, который подает основную воздушную массу к фильтру.
- Снять корпус с воздушного фильтра – откручиваем болты, с помощью которых корпус крепится к мотору (обычно в этом случае откручивают либо 2, либо 4 болта). Здесь лучше всего воспользоваться шестигранным ключом на 5 мм.
- Нужно аккуратно отсоединить патрубок воздушного фильтра снизу и убрать его в сторону. После этого действия должна быть хорошо видна дроссельная заслонка. Теперь необходимо посмотреть на ее основание, там должна быть видна скоба, которую необходимо убрать.
- После того как заслонка будет убрана, нужно закрыть образовавшееся отверстие тряпкой, чтобы вся грязь и пыль не попала в мотор.
- На дроссельной заслонке имеется регулятор холостого хода, который также необходимо снять.
- Теперь можно приступить непосредственно к чистке дроссельной заслонки. В этом случае можно воспользоваться средством для очистки карбюратора, которое продается в любом автомобильном магазине. На флакон необходимо надеть трубку и распылить средство на загрязненную поверхность заслонки.
- Для удаления загрязнений необходимо мягкой ветошью без сильного давления на заслонку протереть прибор с каждой стороны поочередно. Затем распылить средство, вновь и подождать его высыхания, чтобы все компоненты средства проникли в слои грязи и нагара. В конце вновь протереть заслонку ветошью.
- Если имеется защитная решетка, ее также необходимо очистить. После этого заслонку необходимо оставить в покое, чтобы она хорошо просохла. А пока это происходит, необходимо прочистить регулятор холостого хода
- После всех описанных выше манипуляций необходимо собрать в узел в обратном порядке. Сначала возвращается на место регулятор холостого хода, затем ставится на место дроссельная заслонка (нужно чтобы заслонка точно попала и плотно встала на место, иначе придется прогуляться до магазина за новой). Затем ставится на место скобу, которая удерживала заслонку. В конце необходимо закрутить болты и поставить на место воздушный патрубок.
- В конце не забыть завести автомобиль, чтобы настроить регулятор холостого хода.
Обучение дроссельной заслонки
После подсоединения клемм на аккумулятор водителю лучше всего завести автомобиль ( возможно холостые обороты будут чуть зашкаливать, в этом случае лучше заглушить машину и завести вновь). Оставить автомобиль работать на холостых оборотах не менее десяти минут, при этом все приборы потребления должны быть выключены. После отпущенного времени машину следует заглушить, подождать около десяти секунд (лучше воспользоваться секундомером) после этого перевести ключ зажигания в положение ОN, на педаль газа нажимать не нужно. После пройденного предыдущего этапа лучше всего прогреть двигатель до рабочей температуры.
Средства для чистки дроссельной заслонки
Пару слов о марках чистящих средств. Конечно, часто автолюбители используют для чистки дроссельной заслонки старый и проверенный ацетон, однако предложенное средство вредит работе двигателя и поэтому пользоваться им лучше не стоит. По стоимости ацетон конечно дешевле средств для чистки дроссельной заслонки, однако поменять испорченный двигатель стоит в разы дороже. Ниже представлен небольшой список проверенных средств, которые стоят относительно недорого.
- «Нi — Gеar». Составляющие части этого средства не оказывают отрицательного действия на значимые чувствительные приборы автомобиля. Кроме того, средство очень быстро удаляет загрязнения и его можно использовать преимущественно для всех типов автомобилей.
- «3М 08867». Это средство также является одни из самых универсальных (можно использовать еще и для чистки карбюратора), содержит в своем составе каталитические нейтрализаторы, которые позволяют качественно удалять все загрязнения с дроссельной заслонки.
- «Mag 1414». Подойдет для владельцев внедорожников. Также эффективно удаляет все загрязнения. Отличается большой емкостью упаковки.

Кроме представленных средств, чаще всего автовладельцы рекомендуют для чистки дроссельной заслонку применять средство для чистки карбюратора – Carbicliner. Это средство также не хуже представленных выше справляется со своей задачей и выводит всю грязь за считанные минуты.
Хоть производители и пишут, что составы средств безопасны, необходимо все же удалять излишки средства с поверхности заслонки. В противном случае по окончании чистки, когда автовладелец произведет запуск работы двигателя, все лишние частицы аэрозоля начинают сжигаться и можно будет заметить белый дым, выходящий из выхлопной трубы. Однако переживать по этому поводу не стоит, как только автомобиль заведется повторно данный эффект пройдет.
Чистка заслонки без снятия
Часто автовладельцы задаются этим вопросом. Однако, как уже было сказано выше, для качественной очистки заслонки необходимо ее снять. Но по разным причинам может случится так, что снять заслонку нет возможности или времени, поэтому на такой случай существует определенный порядок действий:
- Не забыть убрать клеммы с аккумулятора, а также снять воздушный фильтр, чтобы открыть заслонку.
- Проверить, чтобы заслонка была в закрытом состоянии.
- Распределить очищающее средство на поверхность дроссельной заслонки. Затем перевести заслонку в открытое положение и убрать всю грязь с другой поверхности.
- Желательно в конце чистки поменять прокладку дроссельной заслонки.
- Конечно, не забывать в конце произвести обучение дроссельной заслонки, порядок представлен выше.

Сколько стоит услуга в автосервисе
Конечно, чистка дроссельной заслонки не должна вызывать особых сложностей, но если владелец авто не хочет разбираться в этом вопросе или сомневается в своих возможностях, или попросту нет времени, то можно прибегнуть к услугам автосервиса.
Однако о цене получиться говорить только когда мастер автосервиса проведет диагностику автомобиля и вынесет свой ценовой вердикт. Диагностика нужна для того, чтобы определить нет ли проблем с другими узлами. «Симптомы» загрязнения дроссельной заслонки, как уже говорилось выше, еще не свидетельствуют о ее действительном загрязнении. Проблемы бывают намного серьезней, поэтому и необходимо провести полную диагностику автомобиля.
После диагностики мастер автосервиса обычно озвучивает сумму, начинающуюся от 500 и заканчивая максимум 1500 рублей. Стоимость часто зависит от:
- трудности выполнения работы (на некоторых марках приходится снимать много других деталей, прежде чем добраться до заслонки);
- престижности автосервиса;
- региона (чем крупнее и дороже город, тем дороже будут услуги).
Да, за данную услугу автолюбителю придется заплатить больше, чем если бы владелец автомобиля чистил заслонку самостоятельно. Однако если автовладелец не уверен в собственных навыках, то лучше обратиться к специалистам автосервиса, чтобы избежать неожиданных поломок и неприятностей.
Возможно ли увеличить срок службы заслонки?
Если вдруг, в процессе читки повредилось защитное покрытие, которое находится на дроссельной заслонке, его можно восстановить. Для этого на поверхность этого прибора наносят специальные частицы молибдена. Чаще всего эту взвесь частиц используют в виде аэрозоля, поэтому нанести может запросто и сам автовладелец. Как уже говорилось выше, дроссельная заслонка требует чистки через каждые пятьдесят тысяч километров. Это продлит срок службы не только самого прибора, но и более важных частей автомобиля.
В заключении можно сказать, что в целом чистка дроссельной заслонки не является особо сложной процедурой. Главное делать это регулярно и максимально аккуратно, чтобы не повредить важные детали и саму заслонку. После такой правильной чистки ваш железный друг останется доволен!