
Коробка передач — это основной блок любого автомобиля. В транспортных средствах устанавливаются ящики различного типа. Самая популярная — механическая коробка передач. Его популярность обусловлена дешевизной в эксплуатации и минимальной сложностью эксплуатации. Однако это не единственное решение, используемое в автомобильной промышленности. Другие распространенные — автоматические, полуавтоматические и бесступенчатые коробки передач. В каждой из этих коробок есть муфты. Они являются частью трансмиссии и поэтому необходимы для передачи мощности и крутящего момента двигателя на колеса. Механические коробки передач оснащены преобразователем крутящего момента. Что это? Как работает гидротрансформатор?
Гидротрансформатор — история
Гидрокинетические муфты — изобретение 19 века. Их исследование приписывают профессору Герману Фоттингерове — немецкому ученому из Нюрнберга. Именно он в 1877 году описал работу гидротрансформатора, в котором используется физическое явление инерции жидкости. Ученый отметил, что жидкость могла быть платформой для передачи крутящего момента между коробкой передач и коленчатым валом. Другими словами, гидравлические муфты предназначены для передачи вращательного движения от активного элемента к пассивному с участием масла, эмульсии или замкнутой воды в замкнутом контуре.
Что такое гидротрансформатор?
Гидротрансформатор также известен как преобразователь крутящего момента. Это один из видов сцеплений, используемых в автомобилях. Это устройство используется для временного отключения двигателя от трансмиссии и распределения крутящего момента между осями транспортного средства.
Современная автомобильная промышленность различает несколько типов сцеплений. Они различаются по устройству и принципам работы. Чаще всего в легковых автомобилях встречаются механические сухие дисковые муфты (так называемые фрикционные муфты). Обычно они используются в автомобилях с механической коробкой передач. В случае автоматической коробки передач используется преобразователь крутящего момента, то есть преобразователь крутящего момента

Гидротрансформатор: принцип работы
Гидротрансформатор работает по законам физики. Он использует инерцию жидкости, находящейся в сцеплении. Объяснить, как именно работает гидротрансформатор, непросто. Однако у вас может возникнуть соблазн представить простую диаграмму. Проще говоря — гидротрансформатор состоит из насоса и турбины. Оба этих элемента соединены между собой внутри одного корпуса посредством жидкости. Активным фактором здесь является ротор насоса, который преобразует механическую энергию двигателя в кинетическую энергию. В результате жидкость приводится в движение и заполняет механизм примерно на 70–180% от его объема. Приводимая в движение жидкость активирует движение лопатки ротора турбины, то есть неактивного элемента, который преобразует кинетическую энергию в механическую, а затем передает ее на редуктор.
Благодаря тому, что гидротрансформатор имеет противоположные лопатки насоса (относительно лопаток двигателя), передача крутящего момента между коленчатым валом и коробкой передач очень плавная. В случае преобразователя крутящего момента вращательное движение жидкости возникает из-за разницы между скоростью насоса и работой турбины. На практике это означает, что передача крутящего момента зависит от скорости вращения жидкости — чем она быстрее, тем больше крутящего момента передается. Однако следует отметить, что плавное скольжение приводит к неизбежным потерям мощности и, следовательно, более высокому расходу топлива. Поэтому стопорные диски используются и в современных автомобилях с гидротрансформатором. Благодаря им при постоянной езде на достаточно высокой скорости происходит соединение механических частей преобразователя.
В каких автомобилях используется гидротрансформатор?
Из-за конструкции гидротрансформатора он используется в основном в автомобилях с автоматической коробкой передач. Кинетическая муфта используется как в легковых, так и в крупногабаритных автомобилях, например, внедорожниках или грузовиках. Владельцы автомобилей с АКПП хвалят такое решение, но многие указывают и на его недостатки.
Гидрокинетическая коробка передач точно не найдет своих сторонников среди любителей быстрой езды. Из-за высокой пробуксовки этот тип сцепления срабатывает с большей задержкой, чем, например, пассивное сцепление. По этой причине гидротрансформатор чаще встречается в комфортабельных и роскошных автомобилях, чем в спортивных автомобилях, где по-прежнему преобладают механические коробки передач.

Гидротрансформатор: признаки неисправности
Вопрос, как проверить гидротрансформатор, — один из самых часто задаваемых поисковиком Google владельцев автомобилей с автоматической коробкой передач. Самый простой способ — это следить за симптомами неисправности гидротрансформатора. Один из основных симптомов его поломки — падение ходовых качеств автомобиля — водитель ощущает это как пробуксовку фрикционной муфты. Признаком возможной неисправности также являются странные шумы, исходящие из коробки передач, в основном они появляются при резком запуске. Эти звуки являются результатом скольжения пластин внутри гидротрансформатора. Громкие шумы, доносящиеся из зоны коробки передач при переключении, также упоминаются как еще один тревожный сигнал.
Как видите, симптомов неисправности много, но нужно помнить, что появление любого из них не означает, что вам нужно заменить гидротрансформатор. По внешним признакам невозможно определить, неисправен ли сам гидротрансформатор или АКПП. Как проверить? Лучше всего посетить мастерскую, которая специализируется на ремонте и замене АКПП.

Регенерация гидротрансформатора
Новый гидротрансформатор — довольно дорогая деталь. Это связано с тем, что его заменяют полностью, невозможно заменить только отдельные его компоненты, как в случае с традиционным дисковым сцеплением. Поэтому замена гидротрансформатора обычно неэкономична. Водители, столкнувшись с необходимостью разобраться с неисправностью сцепления, обычно решают купить бывшее в употреблении или восстановить его. В связи с тем, что покупка б/у никогда не дает уверенности в правильной и длительной эксплуатации, последнее решение более популярно.
Регенерация гидротрансформатора выполняется специалистами. Его цель — продлить срок службы этого элемента, но помните, что он никогда не будет так хорош, как новый элемент. Регенерация гидротрансформатора начинается с открытия его корпуса, оценки степени износа и очистки всех внутренних компонентов. Все элементы с признаками износа необходимо заменить новыми, корпус заварить и испытать под давлением. Наконец, необходимо провести измерительные испытания и сбалансировать динамические компоненты муфты. Профессиональная регенерация гидротрансформатора позволяет использовать его долгое время.