
Прохождение техосмотра всегда считалось для автолюбителя делом не самым приятным, ведь процедура отнимает драгоценное время, силы и порой и нервы. Кроме того, с этого года порядок прохождения техосмотра значительно изменился, что в свою очередь повлечет за собой множество недовольных автолюбителей, которым данная процедура далась не с первого раза. В чем заключаются изменения и как пройти техосмотр в 2021 году? Необходимо во всем разобраться.
Что такое техосмотр автомобиля?
Технический осмотр автомобиля – это проверка всех действующих элементов автомобиля на исправность и отсутствие дефектов. Данную процедуру нельзя пропускать и проходить необходимо согласно закону раз в один или два году, в данном случае все зависит от возраста автомобиля.
В том случае, если никаких неисправностей выявлено не будет, владельцу выдается диагностическая карта (в данный момент все делается электронно), которая указывает на то, что автомобиль пригоден к передвижению по дорогам общего пользования. В случае отсутствия данной карты владелец автомобиля не сможет оформить полис страхования ОСАГО, который просто необходим для управления авто.
01.05.2021 года
Все изменения вступают в силу с первого марта 2021 года. Однако есть вопрос: если срок действия диагностической карты завершается во временной промежуток: с 01.02.2021 года по 30.09.2021 года? Все очень просто. «Срок годности» карты продлевается максимум на полгода, то есть в данном случае не дольше первого октября 2021 года. А вот в случае, если срок действия диагностической карты закончится до 1 февраля текущего года пока неизвестно, что нужно делать, хотя по закону данные автолюбители должны пройти техосмотр транспортного средства уже по новым правилам, то есть первый раз в текущем году. Для продления своей карты автолюбителю не нужно куда- либо идти, данное действие произведется автоматически. Однако в плане получения полиса ОСАГО могут возникнуть некоторые проблемы, поскольку страховые компании еще полностью не смогли перестроиться на новый режим работы, но все решается в индивидуальном порядке.

В целом, еще не все вопросы урегулировались, поэтому и возмущений среди автомобилистов хватает. Одно понятно – отложить прохождение техосмотра можно только тем, у кого на момент первого марта текущего года уже имеется диагностическая карта. Однако не все станции техобслуживания уже успели привыкнуть к данным нововведениям.
Новшества, в прохождении техосмотра затронут не только всех автомобилистов, но и операторов техосмотра автомобилей. Кроме того, и сотрудников ГИБДД с этого года ждут новые правила: теперь они могут прекращать действие диагностической карты. Все сделано из-за того, что зачастую работники СТО заводят карту на автомобиль, не оценив его настоящее состояние, а это может повлечь за собой печальные последствия на дороге.
Новые правила
Пожалуй, главное нововведение 2021 года, которое затронет абсолютно всех – это то, что автолюбитель должен обязательно прибыть в пункт проведения техосмотра его автомобиля. Для того, чтобы избежать различных нарушений со стороны оператора пункта проведения техосмотра, который зачастую может злоупотреблять своим служебным положением установлена фотофиксация или видеофиксация, цель которой заключается в том, чтобы «засечь» момент начала и завершения процедуры прохождения техосмотра, зафиксировать госномера ТС, а также геопозицию. При этом смотровая площадка должна иметь аккредитацию. Срок хранения таких фотографий истекает через пять лет, что позволит выявить максимальное число нарушений и несоответствий.

Чтобы пройти техосмотр, гражданин может обращаться в любой пункт, вне зависимости от своей прописки и т.д. Что же понадобится для прохождения данной процедуры? Вот перечень необходимых документов:
- документ, удостоверяющий личность (паспорт);
- один из следующих документов: ПТС, СТС.
Также могут потребовать чек об уплате государственной пошлины, поэтому об этом водителю нужно позаботиться заранее.
Пока не начал производиться осмотр автомобиля, оператор должен проверить, сходится ли VIN-номер авто и номер кузова (дополнительно проверяют раму и кабину если они указаны в предоставленных документах). Бывают неприятные случаи, когда данные номера не совпадают, тогда оператор, к сожалению, должен отказать автовладельцу в прохождении технического осмотра с обязательным разъяснением того, какие нарушения были выявлены. Данная информация станет известна сотрудникам ГИБДД и страховым компаниям, которые не будут выдавать такому водителю полис страхования ОСАГО. Самое страшное, что может случиться, это если буквально на следующий день выяснится, что кузов (рама, кабина) украдены и нерадивый автомобилист станет главным фигурантом уголовного дела и ему придется отвечать уже перед судом.
Данные случаи несоответствия номеров все же встречаются, но не часто. Поэтому, после проверки номеров, которые чаще совпали, водитель допускается до прохождения самого техосмотра и может оплатить услугу. В случае, если при осмотре обнаружены различные неисправности, мешающие дальнейшей эксплуатации, оператор обязан сделать соответствующие отметки в диагностической карте. Однако в данном случае деньги за услугу техосмотра возвращать никто не будет. В том случае, если вдруг водитель решит не платить, данные его транспортного средства так или иначе будут внесены в единую информационную систему.
Все же, если неисправности были найдены оператором, у водителя есть шанс устранить их. По закону на это отводится двадцать дней, по истечении которых автовладелец должен вернуться желательно к тому же оператору, с необходимым пакетом документов и пройти техосмотр той неисправности, которая была указана в диагностической карте.
Для чего нужны новые правила?
Если обобщить все вышесказанное, то можно смело сказать для чего были 01.03.2021 года введены новые правила прохождения технического осмотра транспортного средства:
- Первое и самое главное – это по максимуму снизить коррупцию.
- Второе – новый порядок проведения техосмотра сводит его возможную фиктивность практически к нулю.
- Третье – обеспечение безопасности граждан – это пропуск только исправных автомобилей на дороги общего пользования.
Ну и конечно, «пострадают» те автовладельцы, которые привыкли покупать техосмотр через посредников.
Пару слов о диагностических картах
Бумажные диагностические карты, которые автолюбители со стажем еще помнят, постепенно заменяются на электронные, которые являются таким же по силе документом. В электронном варианте карта обязательно заверяется электронной подписью оператора, который осуществлял технический осмотр конкретного автомобиля. Такая подпись уникальна и подделать ее попросту невозможно. В том случае, если водитель хочет получить бумажный вариант своей диагностической карты (данная услуга может понадобиться, например, для выезда за рубеж), он должен сделать запрос в соответствующие подразделения. Кроме того, сотрудники ГИБДД давным-давно подключены к единой автоматизированной информационной системе технического осмотра.

Работа сайта
С 1 марта 2021 года заработал новый портал ЕАИСТО МВД, где собрана вся информация о российских автомобилях и их владельцах.
Работа портала начиналась очень туго. В первый же день возникли неполадки, которые просто остановили работу многих пунктов технического обслуживания, т.к. невозможно было передать фото/видео с пункта техосмотра, сформировать электронную диагностическую карту. Однако к данному времени многие неполадки в работе портала устранены, но система еще не доведена до совершенства.
Все ли изменилось?
Нет, не все. Новые правила этого года не затронули порядок проведения технической диагностики транспортного средства. Данная процедура состоит из нескольких последовательных этапов, соблюдение которых необходимо, чтобы пройти техосмотр:
- проверка исправности работы всех световых приборов (сюда входят: габариты, указатели поворота, задние отражатели, головная оптика, стеклоочистители);
- проверка уровня жидкостей автомобиля (сюда входят: тосол, моторное масло, смазка сцепления);
- проверка исправности работы рулевого управления (здесь могут проверить степень износа шин и шаровых опор);
- проверка исправности работы замков дверей, а также багажного отделения
- исправность работы тормозных свойств автомобиля;
- исправность работы звукового сигнала и ремней безопасности.

Индивидуальный подход
Помимо ввода новых правил по прохождению техосмотра транспортного средства, теперь с этого года вводится новая программа, которая оценивает все индивидуальные данные автомобиля: качество обслуживания автомобиля (например: количество посещений СТО); все случаи дорожно-транспортных происшествий с участием данного автомобиля; действительный пробег автомобиля.
Поэтому так просто получить хорошую оценку по завершении техосмотра не получится. Водитель должен понимать, что его автомобиль обязан отвечать всем необходимым требованиям для предотвращения неожиданных ситуаций на дороге.
Данного перечня требований более чем достаточно, «изобрести» другие условия, которых нет в данном списке не имеют права, как водитель, так и оператор с инспектором ГИБДД. В противном случае, всем придется ответить за свои действия.
Требования к автомобилю
Для того, чтобы успешно пройти техосмотр, автомобиль должен отвечать некоторым требованиям, а именно:
- норма люфта на руле и передних колесах для легкового автомобиля не должна превышать 10 градусов;
- если скорость автомобиля 60 километров в час, то остановиться он должен не дальше чем через 25 метров, а вот если скорость 90 километров в час, то уже не дальше 35 метров, при этом конечно ручник должен работать исправно;
- в случае тонировки передних стекол, они должны пропускать свет не менее чем на 70%, а на задних стеклах допускается и 40 %.
Есть ли плюсы?
Да, современные правила прохождения технического осмотра достаточно ужесточились в сравнении с предыдущими. Однако положительные стороны также имеются у новых правил. При выявлении различных дефектов или несоответствий владелец транспортного средства все же может получить диагностическую карту, но только с указанными в ней нарушениями и тем самым все же пройти процедуру обязательного страхования автомобиля в текущем году и получить страховку ОСАГО.
Куда обратиться?
В данном случае станцию, где водитель должен будет пройти технический осмотр своего автомобиля выбирает он сам, беря с собой необходимый пакет документов. Главное чтобы у данного учреждения имелось все что нужно для проведения техосмотра в соответствии с новыми правилами, а также обязательно официальное разрешение на выдачу соответствующих заключений по окончании процедуры осмотра. В государственные учреждения (Росгосстрах, Госавтоинспекция) водитель может записаться дистанционно с использованием сайта госуслуг, а вот частные СТО не предоставляют такой услуги и требуют личного посещения для записи, а уже пройти техосмотр можно в другой день.

Сколько стоит?
Стоимость технического осмотра в 2021 году будет зависеть от региона, года выпуска автомобиля и его типа кузова. Примерно эта цифра может колебаться от 300 рублей (за легковой автомобиль) до 1000 рублей (за автобус).
Что по времени?
Обычно, если водитель подготовил все необходимые документы и оплатил государственную пошлину (необходимо заранее подготовить и автомобиль к осмотру, к примеру: очистить номер кузова, если он загрязнен) на всю процедуру уйдет не более 20 минут. Однако, зачастую при несоответствии с базой ГИБДД техосмотр может и продлиться на несколько дней вперед. Поэтому желательно, все предусмотреть заранее, опять же чтобы сберечь и свое, и чужое время.
Отсутствует техосмотр?
В данной статье уже говорилось о том, что без диагностической карты, а, следовательно, без обязательной страховки на собственность ездить на автомобиле не получиться. Да, штраф за езду без страховки не очень — то большой всего 425 рублей. Однако, в том случае если водитель попадает в ДТП и страховка ОСАГО у него попросту отсутствует, то здесь финансовые проблемы достигнут нескольких десятков, а то и сотен тысяч рублей. Кроме того, автомобилист может быть виновником смерти человека во время ДТП и отсутствие страховки отнюдь не станет плюсом в материалах уголовного дела.
Возможно, ли аннулировать диагностическую карту?
Однозначно, да. Сделать это могут сотрудники ГИБДД. Данное нововведение вызвало много споров и недовольства со стороны владельцев автомобилей. Многие аргументируют своё возмущение тем, что теперь сотрудники ГИБДД получили еще больше прав и, скажем, за перегоревшую противотуманную фару смогут отменить действие диагностической карты и бедному автовладельцу придется заново проходить и так трудоемкую процедуру техосмотра. Однако, в данном случае можно не переживать. За данное нарушение можно только наложить штраф, а вот для того, чтобы прекратить действие диагностической карты, необходимы более веские причины, например:
- если техосмотр автомобиля не проводился вообще, а диагностическая карта каким-либо образом оказалась готовой;
- в том случае, если у транспортного средства видны неисправности, которые противоречат общепринятым требованиям безопасности, а диагностическая карта выдана и действительна в данный момент времени.

И даже в том случае, если сотрудник ГИБДД говорит, что хочет аннулировать диагностическую карту у водителя авто, сделать у него это не получится. Нужно также еще мнение руководителя. А вот в том случае, если оператор технического осмотра выдал диагностическую карту, заведомо зная, что в автомобиле имеются неисправности, которые нарушают требования безопасности, ему придется за это ответить финансовыми штрафами, а именно:
- на оператора технического обслуживания в данном случае наложен административный штраф в размере от 5 до 10 тысяч рублей;
- на должностное лицо станции технического обслуживания наложен административный штраф от 30 до 50 тысяч рублей;
- на юридические лица, причастных к данному делу от 200 до 300 тысяч рублей.
Кроме того, в том случае если по факту технического осмотра не было произведено, но в единую автоматизированную информационную систему данные о том, что техосмотр автомобиля якобы пройден были внесены, штраф в данном случае может достигать 500 тысяч рублей и аннулирование аккредитации.
Водителям, которым выдали диагностическую карту без прохождения технического осмотра автомобиля, также должны будут ответить за такое действие: ГИБДД в срок три дня уведомит автовладельца об аннулировании его диагностической карты, а также донесет информацию до страховой компании ОСАГО, в которой был застрахован автомобиль.
Однако в данном случае, договор страхования транспортного средства расторгаться не будет, но все же водителю авто лучше пройти технический осмотр, соблюдая все новые правила 2021 года. В противном случае, если владелец такой машины попадет в дорожно-транспортное происшествие по своей вине, то страховая компания может потребовать возместить весь ущерб от владельца машины, не имеющего диагностической карты, а следовательно пройденного техосмотра. Поэтому все нужно сделать вовремя, чтобы избежать подобных ситуаций.
В заключении необходимо сказать, что процедуру технического осмотра автомобиля не стоит игнорировать, хоть она и является достаточно усложненной новыми правилами в текущем году. Всем водителям рекомендуется следить за обновлениями в законодательстве по правилам прохождения технических осмотров, ведь порой от этого может зависеть не одна человеческая жизнь!