
Салон автомобиля с кожаной обивкой выглядит презентабельнее и богаче, в отличие от классического велюра. Но она требует особого ухода и регулярной очистки для сохранения внешнего вида. Натуральный материал может потребовать дальнейшего ремонта, что потребует больших затрат.
Причины быстрого износа кожаной обивки
Потертости кожаных сидений, оплётки руля исправить невозможно. Чтобы оградить себя от дорогостоящей замены обивки и проблем при продаже авто, ведь ухоженный салон имеет преимущество для покупателя, рекомендуется придерживаться ряду советов по эксплуатации.
- Натуральная кожа – это весьма нежный материал. Механические воздействия становятся основной причиной повреждений. Для этого не стоит класть на сидения колющие и режущие предметы без чехла, а в одежде не использовать металлических бляшек, цепей и шипов.
- Оставить след или дырку на обивке может не только окурок, но и пепел от сигарет. Если кожа плотная и с защитным покрытием, то, возможно, удастся избежать неприятностей. Но рисковать не стоит.
- Предотвратить естественный износ нельзя, однако можно замедлить этот процесс. Для этого не стоит допускать резкого перепада температуры в салоне автомобиля, попадания прямых солнечных лучей и отклонение от рекомендованных показателей влажности.
- Если обивка выполнена из светлой натуральной кожи, то возможно окрашивание сидений одеждой пассажиров. Пигмент от джинсов въедается в кожу в машине настолько сильно, что удалить его не сможет даже хорошая профессиональная салонная химия.

По этому обивка нуждается в постоянном уходе и внимательном отношении. От естественного износа не защищён никто, однако этот процесс можно замедлить.
Уход за натуральной кожей. Общие правила
Для правильного ухода за кожей в арсенале автомобилиста должны быть:
- Безворсовые салфетки;
- Салфетки из микрофибры;
- Щётка с мягкой щетиной;
- Чистящее средство для кожи без силикона и ППА;
- Кондиционер для натуральной кожи.
В обивках используется зернистая кожа. В её поры особенно сильно забивается пыль и грязь. Отсутствие регулярной чистки салона может привести к трещинам и вздутию.
Средства по уходу за кожаной обивкой должны не только устранять загрязнения, но и хорошо ухаживать за ней. Качественная косметика не допустит дубения кожи, будет её питать, придавать блеск.
Натуральная кожа может потерять первоначальный вид и от перепадов температур. Не следует перегревать кожу в салоне на солнце – это может испортить не только кожу, но и пластик.
Важно понимать, что автомобильные очищающие и ухаживающие средства не универсальны. Необходимо учитывать цвет кожи, тип, структуру. Например, для чёрной зернистой кожаной обивки в летний период необходимы средства с защитой от ультрафиолетовых лучей, так как салон подвержен сильному нагреванию и выгоранию.
Виды кожи
Существует 3 основных вида кожи:
- анилинового крашения;
- нубук;
- пигментированная.
Каждый из этих видов требует особого ухода.
Кожа анилинового крашения – это натуральный материал, слегка подкрашенный прозрачным красителем на основе анилина. Он выглядит естественно, так как покрытие не перекрывает естественный узор кожи, оставляет её зернистой и пористой. Однако, такой материал не устойчив к влаге, на нем могут образоваться пятна.
В современных автомобилях используется анилиновая кожа с пигментацией и покрытием Semi-Aniline Leather, защищающий материал от внешних воздействий.
Кожа с покрытием Semi-Aniline Leather колеруется для придания оттенка, а затем покрывается тонким защитным слоем. Из-за лёгкости верхнего покрытия структура материала остаётся естественной.
Пигментированная анилиновая кожа требует более тщательного ухода. Ей необходима мойка с деликатными средствами, защитная автокостметика и кондиционер.
Нубук – это шлифованная анилиновая кожа. Она более мягкая, имеет ворсистую пористую структуру. Её практически не используют для полной обивки салона автомобиля: материал идёт на вставки и декор. Это объясняется её непрактичностью.
Пигментированная кожа с защитным полиуретановым или полиакриловым покрытием наиболее износоустойчива к стиранию и трещинам. В отличие от других видов, этот материал чаще встречается в автомобилях.
Поскольку изначально она имеет сероватый оттенок, она окрашивания в необходимый оттенок, а сверху покрывается полимером. В зависимости от типа полимера, обивка может иметь натуральную текстуру кожи, матовую или слегка глянцевую.
Как определить тип кожи?
Чтобы понять, какие уходовые средства нужны для салона автомобиля, необходимо провести тест на определение типа кожи.
- Царапина на незаметном месте. Если слегка поцарапав материал, на ней легко остаётся след, то обивка выполнена из анилиновой кожи или нубука. Гораздо сложнее оставить царапину на пигментированном материале с защитным покрытием.
- Если намочить небольшой незаметный участок обивки, то нубук и анилиновая кожа впитают влагу. Материал с полимерным покрытием имеет влагоотталкивающий эффект.
- Визуально анилиновая кожа и нубук имеет слегка неравномерное покрытие, на ней остаются пятна, царапины и вмятины. Пигментированный материал отличается равномерным крашением.
- Наощупь нубук имеет мягкую ворсистую текстуру, анилиновая кожа – эластичная и гладкая. Коже с защитным покрытием характерны гладкость, лёгкий глянцевый блеск и слабая растяжимость.
Сухая уборка салона
Перед тем, как воспользоваться влажными полотенцами и автохимией, необходимо хорошо пропылесосить салон автомобиля. Это обусловлено тем, что скопившиеся в швах крошки и песок могут поцарапать поверхность, если их растирать. Поэтому нужно вооружиться автомобильным пылесосом и собрать все загрязнения. Они могут быть на стыках спинки и сидения: нужно откинуть сидения и снять подголовники. Дополнительно швы можно почистить мягкой зубной щёткой. После пылесоса можно продуть все компрессором.

Влажная уборка салона
Существует огромное количество очистителей кожи. Однако, не стоит экспериментировать. Лучше тщательно изучить отзывы о средствах или обратиться за рекомендацией в профильный центр.
Многофункциональные средства («2в1», «3в1» и т.д.) могут подойти для регулярного ухода за кожей, но не для тщательной уборки. Лучше использовать отдельно очиститель и кондиционер. Так же стоит обратить внимание на состав: силиконы разрушают текстуру кожи, а спирт её сушит и приводит к микротрещинам.
Влажную уборку нужно проводить, двигаясь по направлению сверху вниз, работая с небольшими площадями.
Общие рекомендации по уходу
Имея автомобиль с кожаной обивкой салона, необходимо проводить регулярную уборку и обработку качественными бесщелочными средствами с нейтральным pH. Дешёвая автохимия может привести к разрушению структуры кожи, пересушиванию, трещинам, выцветанию. Испорченный материал не подлежит восстановлению, а замена обивки очень затратна.
Порядок очистки кожного салона аналогичен, независимо от типа кожи:
- Очистить салон от пыли и грязи мягкой влажной губкой.
- Обезжирить специальными средствами для кожи. Нельзя применять ацетон, растворитель, уайт-спирит.
- Кремом на основе воска или синтетического состава (в зависимости от типа кожи) хорошо обработать обивки салона. Это предотвратит пересушивание, сохранит эластичность кожи, увлажнит её и защитит от УФ-лучей. На сидения средство рекомендуется наносить дважды, так как они наиболее подвержены стиранию.
- Нанести крем для придания блеска и эластичности (для автомобилей старше 5 лет).
Нанося кремообразные средства нужно следить за равномерностью его распределения и впитывания. Для ровного нанесения желательно использовать специальные шпатели, которыми укомплектована автокосметика. Так как, при неравномерном впитывании, участки кожи могут задубеть и потерять эластичность.
Наносить аэрозоли из баллона на кожу запрещено. Необходимо использовать мягкую ткань, равномерно распределяя средство по поверхности и сразу устраняя излишки.
Обрабатывая кожаный салон, нужно избегать сильного нажима, грубых материалов и щёток с жесткой щетиной.

Уход за каждым видом кожи
Уход за кожаной обивкой любого типа должен быть регулярным. Хотя бы 1 раз в месяц необходимо проводить тщательную уборку салона и обработку кожаных поверхностей. Чтобы не испортить материал, важно использовать качественную автохимию, кондиционеры.
Пигментированная кожа с защитным слоем нуждается в регулярной очистке и нанесении специальных средств. Хотя кожа такого типа и обладает влагоотталкивающим свойством, со временем на ней появляются микротрещины и потёртости. Поэтому желательно кондиционирование обивки. Но обивка с защитным покрытием требует специального кондиционера, подходящего под этот вид кожи.
Для новой обивки кондиционер не требуется, так как через защитное покрытие она его не впитает. Достаточно очищать от загрязнений и покрывать средствами с защитой от УФ-лучей, появления трещин и дубения. Защитные крема должны быть на силиконовом покрытии, предназначенные для кожи с анилиновым крашением.
Анилиновая кожа способна поглощать всю уходовую косметику. Поэтому для предотвращения трещин и дефектов необходимо выбирать средства с нейтральным pH. Щелочи в составе автохимии также губительно сказываются на анилиновой коже.
Здесь необходимо кондиционирование. Средство наносится губкой лёгкими движениями, без втирания в обивки.
Анилиновая кожа с защитным покрытием имеет схожие рекомендации по уходу с обычной анилиновой кожей. Однако, кондиционер используется по мере износа защитного покрытия.
Перед нанесением автохимии необходимо протестировать средство на незаметном участке обивки. Цвет должен оставаться равномерным, без пятен и потери пигментации.
Уход за перфорированной кожей
Материалом с перфорацией обычно обтягивают боковины и спинки кресел для обеспечения воздухообмена. Эта часть самая сложная в уходе, так как под перфорацией находится пористый материал, где собирается пыль и иные загрязнения. Вся влага, независимо от того, вода это, чистящее средство или пролитые напитки, проникают вовнутрь через отверстия обивки. Провести чистку возможно только в сервисном центре.
В процессе регулярного ухода, строго запрещено наносить автохимию и уходовые средства сразу на поверхность: только на мягкую салфетку из микрофибры после того, как средство немного впитается и при лёгком нажиме не будет оставлять капель.
Перфорированные вставки нужно как можно чаще пылесосить. Это упростит процесс ухода, устранит скопившуюся пыль в салоне.

Какой выбрать кондиционер?
Кондиционер для кожи взаимозаменяем кремом на основе воска. Основная функция – защита кожаной обивки салона. В составе может быть ланолин (воск животного происхождения) или силикон. Первый – питает кожу, сохраняя её естественную мягкость и эластичность, придавая природный блеск. Второй – защищает поры материала от пыли и прочих загрязнений, создавая плёнку. Важный факт: силиконы в составе чистящих средств запечатает поры и не даст их очистить, а для кондиционера – это положительный фактор. Кондиционер защитит кожу от выцветания, высыхания и растрескиваний.
Средство наносится на мягкую ткань микрофибры или губку и растирается по поверхности. Оставить для впитывания на 15 минут, остатками можно отполировать сидения. После этого оставить салон до полного высыхания.
Для придания блеска можно использовать специальную полироль для кожаной обивки. Но важно понимать, что функций кондиционера они не выполняет: не питает и не увлажняет салон из кожи.
Распространённые виды повреждений кожи в салоне
На первых порах кожу защищает поверхностный слой, но как только он разрушается или стирается, появляются видимые повреждения и потёртости. Чтобы продлить время службы защитного покрытия, нужно сразу после покупки начать регулярно обрабатывать обивку специальными средствами.
Регулярная правильная обработка кожаных сидений защитными средствами предотвращает въедание пигмента от одежды в поры материала. Если верхний слой обивки в салоне стерт, то окрашенные участки отмыть не получится.
Безусловно, на сидения оказывается постоянное давление, а значит кожа растягивается. Из-за потери эластичности образуются вмятины, складки и залом. Следовательно, без регулярной обработки, все это может привести, в лучшем случае, к замене участка обивки или наполнителя.
Натуральная кожа подвержена появлению белых разводов. Их источниками могут быть множество факторов, от которых салон выглядит уже менее презентабельно.

При переизбытке автохимии в процессе уборки могут возникнуть разводы серого цвета. Если салон автомобиля новый, а на обивке сохранилось защитное покрытие, то удалить их можно обычной влажной салфеткой или смоченной в воде губкой. В ином случае, понадобятся спецсредства.
При злоупотреблении средствами для уборки на основе воска или силикона, на поверхности может появиться белый налет. Немного устранить его удастся только после нагревания феном. Однако удалить полностью возможно только в СТО или профильных центрах с помощью профессиональной косметики и оборудования.
Если заранее позаботиться об обивке и обеспечить должный уход, то можно долгое время не переживать о внешнем виде. Безусловно, это требует дополнительных затрат и времени, но оно того стоит. Ведь в дальнейшем потёртости могут привести к капитальной замене кожаных поверхностей.
Как удалить пятна с обивки?
Если на коже образовались сильные загрязнения, которые не смываются водой и моющим средством, то можно использовать спирт. Необходимо разбавить его с водой в соотношении 1:1. Смесь очищает загрязнения и быстро испаряется из пор натуральной кожи.
Существует мало специальных средств для очистки глубоких загрязнений. Состав большинства растворов нарушает цвет кожи, так как она окрашивания, в основном, водорастворимыми красителями. Поэтому с автохимией нужно быть предельно осторожными, чтобы салон не потерял цвет.
- Пятна от воды. Часто вода не испаряется, но оставляет пятно, особенно, если это капли дождя. Загрязнение можно вывести мякоть хлеба. Нужно слепить из неё шарик и стереть пятна, как ластиком.
- Пятна плесени. Плесень так же чистой водой вывести невозможно. Для этого необходимо разбавить изопропиловый спирт с водой в соотношении 1:1 и мягкой тканью протереть загрязненный салон.
- Пятна от продуктов удаляются раствором мыла с нейтральным pH. Мягкой тканью вытереть обивку и удалить остатки мыла. Но оно не поможет если пятна въевшиеся.
- Свежие пятна от чернил, маркеров и фломастеров удаляются изопропиловым спиртом. Но если загрязнение успело впитаться в поры кожи, то поможет только специальный краситель. Отмыть такое попутно без повреждения краски будет невозможно.
- Следы от пота очищаются раствором белого уксуса и воды в соотношении 3:1. Мягкое полотенце смочить в растворе и обработать салон, стерев следы пота с обивки.

Самостоятельное устранение дефектов
Если на обивке появился незначительный дефект, царапина или потёртость, который бросается в глаза и визуально портит салон, то можно попробовать устранить его самостоятельно. Для этого потребуется:
- средство для ремонта кожаных поверхностей «Жидкая кожа»;
- пигмент, если состав бесцветный;
- маленькие шпатели для нанесения;
- обезжиривающий раствор;
- бытовой или строительный фен.
Сначала необходимо тщательно обезжирить поверхность и избавиться от шероховатости. Здесь можно использовать мелкозернистую наждачную бумагу. После этого наносится заранее пигментированная «жидкая кожа» и аккуратным мазками распределяется по поверхности. Площадь распределения должна быть чуть больше самого дефекта. Края необходимо немного размазать: так будет менее заметен ремонт. Сразу после нанесения цвет «заплатки» может несколько отличаться от обивки. После высыхания оттенок изменится.
Нужно понимать, что не всегда с первого раза может получиться окрашивание. По этому рекомендуется сначала провести процедуру на незаметном участке кожи или любом другом ненужном изделии, а уже потом реставрировать салон.
Как сохранить первоначальный вид кожаной обивки?
- Беречь салон автомобиля от перегрева. Для этого в жару нужно слегка приоткрывать окна.
- Не допускать попадание дождя . Дождевые капли могут оставить пятна на обивке.
- Избегать прямого воздействия ультрафиолетовых лучей. Для этого рекомендуется использовать солнцеотражающие экраны, которые устанавливаются под лобовым стеклом автомобиля.
- Не класть на кожаные поверхности предметы с острыми углами, которые могут повредить обивку. Если необходима перевозка таких предметов, то на сидения необходимо постелить плотную ткань.
- Очищая кожаные поверхности нельзя использовать грубый материал, бумажные салфетки: они могут повредить салон, оставить царапины на коже.

Таким образом, для сохранения первоначального внешнего вида кожаной обивки салона необходимо, необходимо правильно за ней ухаживать. Уход встраивается в зависимости от вида кожи.
Не реже 1 раза в 3 месяца кожаный салон обрабатывают кондиционером на основе ланолина или силикона. Наносится средство сразу после чистки автохимией без щелочей и кислот, с нейтральным pH.
Чтобы не допустить дефектов, нельзя допускать воздействия прямых ультрафиолетовых лучей, перегрева в летнее время. Одежда водителя и пассажиров не должна содержать металлических деталей, способных оставить царапины или проколы на коже. Если салон светлый, то так же не рекомендуется надевать те предметы гардероба, которые могут окраситься.
1 thought on “Как ухаживать за кожаным салоном”