
Каждый год с приближением холодов автолюбители начинают поиск лучших вариантов для покупки зимних шин. В магазинах настолько огромный выбор, что опытный водитель задается логичным вопросом как выбрать зимнюю резину. Не хочется купить товар неудовлетворительного качества, так как стоимость его достаточно высокая. К тому же хорошие шины должны обеспечивать отличное сцепление на снежной дорогой или на ледяном покрытии. От них напрямую зависит безопасность поездки. Важно заметить, что резина не должна слишком шуметь при эксплуатации. Столько нюансов, которые придется учесть при покупке: узкий или широкий протектор, на липучке или с шипами, с каким протектором. Разбираемся по порядку.
Структура и состав резины для лета и зимы отличается. Зимние покрышки производят из мягких материалов, летние – из жестких. При морозе летние шины перестают быть эластичными, у них удлиняется тормозной путь по причине потери сцепных качеств. Шины для зимы расходуют больше топлива. Эксплуатация летних шин в холодное время года не оправдана ни со стороны безопасности, ни с экономической стороны вопроса. Особенности зимней резины — при морозе обеспечивает хорошие сцепные качества с покрытием дороги. При положительных температурах становится жесткой, шумной, не обеспечивает комфортную езду. На голом асфальте изнашивается быстрее, увеличивая расход бензина. Поэтому одна резина хорошо подходит для теплого сезона, а вторая – для холодных месяцев.
Правильная установка зимних шин
Для безопасного управления машиной зимой на 4 колеса устанавливают одинаковые зимние шины. При таком подходе они гарантируют хорошие сцепные характеристики, а также управление в непростых дорожных ситуациях.
Установка зимних колес на переднюю ось
Высок риск возникновения заноса автомобиля на криволинейных участках дороги, проще говоря, при поворотах. Начиная маневр, водитель сбрасывает скорость и задние колеса теряют сцепление на скользкой дороге с асфальтовым покрытием. Машину разворачивает при резком нажатии на педаль для торможения. Например, перед пешеходным переходом. Увеличивается в разы вероятность столкновения с другими участниками движения. Прямая зависимость: чем выше скорость, тем выше риск заноса, столкновения, нештатной ситуации.
Использование ручника не поможет водителю избежать неприятностей, задняя ось и летняя резина имеют нулевое сцепление с заснеженным асфальтом. Владельцы автомобилей с передним приводом ошибочно считают, что такой способ сэкономить допускается при эксплуатации машины. Для заднеприводных машин постановка зимних шин на переднюю часть автомобиля чревата невозможностью разгона или начала движения.
Поставить зимние шины на заднюю ось
Во время торможения главная роль отводится колесам передней оси. Они забирают на себя 75% процесса. Если оси переда автомобиля будут стоять летние покрышки зимой, то маневры с поворотами или потребность остановки даже на небольшой скорости будет трудно осуществить. Скользкое покрытие дорожного полотна будет иметь плохое сцепление с колесами, установленными на передней оси.
Транспортное средство потеряет управление и не будет подчиняться командам автолюбителя. Это опасно для самого водителя, пассажиров и участников дорожного движения. Переднеприводные машины с задними зимними колесами вряд ли смогут тронуться с места. А водители заднеприводных автомобилей зачастую не соблюдают элементарные правилами эксплуатации.
Не допускается установка на одну ось шипованных, а на другую не шипованных зимних шин. У них будет различать сцепной показатель относительно друг друга. На скорости вероятность возникновения заноса увеличивается, машина теряет управляемость. Статистка ГИБДД говорит о том, что доля аварийности на трассах в зимний период в связи с установкой разных шин очень высока.

Правила выбора
Широкий ассортимент шин российского и зарубежного производства предлагают водителям специализированные сайты и торговые точки.
Перед покупкой оцените дорожные условия зимой в месте проживания. Если водитель чаще перемещается по городу с чищеным от снега асфальтом, то покупать выбрать шипованную резину – это не правильный вариант. Если человек живет за городом или часто посещает места с плохой очисткой дорог, тогда шипы будут необходимы.
Среди не шипованных покрышек встречается много разновидностей:
- Для северных условий. Называют арктическими или скандинавскими.
- Для теплых малоснежных зим, как в Европе.
- Промежуточные вариации.
Продаются покрышки, которые шипуют по мере необходимости на специальном оборудовании. Они оснащены технологическими отверстиями.
Кроме вариантов с шипами и без для отрицательных и положительных температур предусмотрены всесезонные шины.
Каждый производитель выпускает несколько шинных линеек. Отличаются назначением, рисунком протектора, размерами, показателями грузоподъемности и скоростным режимом.
Состав смеси из резины для зимних шин:
- Скандинавский тип — мягкая;
- Шипованные покрышки средней жесткости;
- Европейский тип — жесткая.
С повышением индекса скорости ухудшается проходимость автомобиля на снежных участках трассы. На очищенном сухом полотне колеса с высоким индексом скорости лучше тормозят, чем аналоги с низким показателем.

Производители выпускают одну модель шин с несколькими индексами грузоподъемности. Это сделано с целью установки шин на разные типы машин. Подходят для внедорожных и легковых транспортных средств. По внешнему вид такие шины сложно отличить, так как протектор обладает идентичным рисунком, но внутреннее строение различно. Неправильно рассчитанный индекс нагрузки приводит к тому, что снижаются эксплуатационные характеристики при слишком высоком показателе и ускоренному выходу из строя при занижении индекса.
Отличительной чертой зимней пригодной покрышки является наличие ламелей – специальные маленькие прорези, расположенные на блоках протектора. В ламели ставят шипы. Для шипованного колеса число ламелей меньше на 15% по сравнению с не шипованной вариацией.
Размер дисков и шин определен в перечне, указанном в инструкции к транспортному средству. Высокий профиль убережет колесо от пробоя, так как на трассе препятствия скрыты подо льдом. Диски меньшего размера, чем предусмотрено производителем, не должны препятствовать нормальной работе тормозных механизмов.
Шипы или нет?
Шипованная резина среди части водителей считается практичной и безопасной для зимы. Ходовые показатели подходят для российских условий.
Чем ниже температура воздуха в регионе проживания водителя, тем хуже сцепные свойства резины. Это правило подходит для всех разновидностей зимних колес.
При температуре воздуха в зимний период:
- Ниже -12 градусов следует выбрать шины для суровой зимы;
- От 0 до -12 градусов подходит хорошая качественная шипованная резина;
- От + 6 до – 6 – резина европейского типа или всесезонные варианты.

Шипованная резина хорошо себя показала на покрытой ледяной коркой или снегом дороге. Используют для городских трасс, для сельских районов. На расчищенных обработанных противогололедной смесью дорогах или при малом количества снега зимой подойдет фрикционная резина. Шипы при такой эксплуатации быстро выпадают, разбивают асфальт, шумят, соприкасаясь с дорогой.
С увеличением количества ламелей у колеса улучшается сцепление с дорогой. Прорезь в месте контакта с полотном открывается и цепляется за лед. На узких шинах ламель откроется сильнее и быстрее. Она мало подвержена аквапланированию на каше из снега. Но минусы тоже присутствуют: худшее управление высокопрофильной резиной зимой, чем низкопрофильными вариантами.
Европейский или скандинавский тип?
Выбрать зимнюю резину без шипов просто. Определитесь с условиями эксплуатации автомобиля зимой.
Главные отличия:
- Состав резиновой смеси: для шин, приспособленных эксплуатироваться при отрицательных температурах добавляют в состав силику. Силика не дает затвердеть покрышке, уменьшает сопротивление, снижает расход.
- Рисунок протектора и количество ламелей.
- Температура использования: для минусовых температур нужны мягкие шины с частым протектором.
- Скорость: чем мягче состав, тем меньше скоростной индекс.
- Торможение: для сухого асфальта подходит европейский тип, для снега – скандинавка.
Шины также различаются сцепными характеристиками, износоустойчивостью и экономичностью. Важную роль играет стиль вождения.
Погодные условия для разных типов шин
Европейский тип подходит для эксплуатации с середины осени, пока не наступили морозы. Покупают в регионах с малым количеством снега, средняя температура в диапазоне +5/-5 градусов.
Скандинавские шины для регионов с частыми снегопадами, температура зимой -12 до -50 градусов. Водитель часто перемешается по трассе.
Шипы подходят для заснеженных дорог города и села. Температура держится часто 0 градусов. Часто приходится перемещаться по спускам и подъемам.
Существуют шины, которые можно шиповать по своему усмотрению, они меньше шумят, но выбор достаточно ограничен.
Всесезонка подходит для людей с маленьким бюджетом на покупку или тем, кто зимой берет машину не больше 5 раз за сезон. Не рекомендуется использование в условиях выше +30 градусов и ниже -12 градусов.
При выезде за границу уточните какие правила по поводу установки шин на автомобиле действуют в стране.

А можно бывшие в употреблении?
Ламели шин бывают зигзагообразными, прямыми или объемными. В разных частях протектора глубина ламели отличается. Это необходимо, чтобы и управляемость не страдала, и сцепление с дорогой было хорошим. Глубина ламели по бокам – 3-4 мм, глубина протектора на неизношенных зимних шинах должна быть не менее 5 мм. Достойные варианты за приемлемую сумму найти сложно. Платить за один сезон – это непозволительная роскошь.
Что написано на шинах?
Маркировка шины – это ее паспорт. По этим сведениям узнают:
- Дату изготовления – 4 цифры на боковой части (номер недели и год);
- Treadwear – износостойкость, стандарт 100 единиц на 48 тысяч километров.
- Индекс скорости – буквы N — ZR;
- Индекс нагрузки – разрешенный вес на каждое колесо;
- Тип шины – для зимы Winter или M+S (снег+грязь);
- Сертификация – Е для Евросоюза или DOT для Америки;
Может наноситься дополнительная маркировка: показатель сцепления на мокрой дороге, экономичность, акустический комфорт и прочее.
Покупку шин стоит осуществлять у проверенного дилера, так вероятность нарваться на подделку гораздо ниже.
Как не ошибиться при выборе зимней резины
Зимний сезон для ответственных водителей начинается со смены шин на личном автомобиле. Сложный выбор стоит перед автолюбителем, который приходит в магазин за новыми колесами. Причина не только в огромном ассортименте, но и в различных характеристиках.
Резина для зимы обладает мягким составом по сравнению с летними покрышками. Зимние шины устанавливают при среднесуточной температуре воздуха ниже +8 градусов. Замена на лето осуществляется по весне, когда средняя температура становится выше +8 градусов.
Необходимость сезонной смены шин обусловлена свойствами резины. Летние покрышки зимой имеют очень слабое сцепление с асфальтовым покрытием и не обеспечивают должный уровень безопасности и комфорта при вождении автомобиля.

Внутреннее устройство покрышек
Снаружи шина имеет протектор. Его изготавливают из каучука повышенной износостойкости. Под протектором располагается базовый слой. Он призван объединять воедино внутренний и наружний слои. Выполняет функцию уменьшения сопротивления коэффициента качения, уменьшает чувствительность при наезде на кочки, неровности.
Стальной корд поддерживает форму шины, с ним увеличивается пробег шины и устойчивость авто при движении. Под кордом из стали расположен текстильный корд. Он предотвращает образование избыточного давления в шинах.
Боковины изготавливают из полос каучука. В края шины вклеивают крыльевую ленту для лучшей амортизации и управляемости.
Разновидности
Идеальные зимние шины не придуманы. Каждый тип хорошо подходит для определенных погодных условий.
Резина с шипами
Выбрать зимнюю резину с шипами нужно исходя из разных факторов. По форме шипы делятся:
- Из трех граней;
- Округлые.
Первый вид получил название «медвежий коготь». Под шипом расположена вставка из мягкой резиновой смеси. При потеплении шип вдавливается в резину и не царапает полотно, не создает лишнего шума. При похолодании шип выдавливается наружу и работает по своему прямому назначению.
Шипованная резина позволяет без усилий подняться на горку. На не шипованной резине придется разогнаться, чтобы преодолеть подъем. На заснеженных участках дороги без шипов не обойтись. Тормозной путь на шипах короче на льду, чем у не шипованной покрышки.
Минусы шипов проявляются при отсутствии в машине ABS. Колеса просто плывут по снегу при резком торможении. При поездке по очищенной дороге издает громкий шелестящий звук, удлиняется время торможения на влажном асфальте. Покрышки с шипами сильнее подвержены износу, неудовлетворительно влияют на состояние дорожного полотна.
К дорогим разновидностям относятся шины с шипами с 4 или 6 гранями. Они чаще выпадают и быстрее других шипов изнашиваются.

К бюджетным видам относятся шины с круглыми шипами. Их сцепление с дорогой хуже, чем у трехгранных шипов. К плюсам круглой формы можно отнести хорошую управляемость при заносах, качественное сцепление с заснеженной дорогой.
Минусы:
- Не подходят для частого использования на очищенных дорогах, подвержены износу в таких условиях.
- Повышенная шумность на трассах.
Шипованную резину выбирают более 70% водителей, несмотря на то, что ее выбор не всегда оправдан. После установки новых колес 1 тысячу километров скорость автомобиля не должна превышать 80 км/ч. За это время произойдет притирка шипов и их закрепление в протекторе.
Резина без шипов
Зимние не шипованные шины называют липучками. Различают скандинавский и европейский тип покрышек.
Европейский вид подходит для мягкой зимы с малым количеством снега. На дорогах в основном снежная каша и вода, которая отводится специальным рисунком протектора. Водоотводящие каналы хорошо взаимодействуют между собой. По сравнению со скандинавским типом имеют меньше ламелей.
На таких шинах комфортно передвигаться в черте города. На сухом покрытии показывает хорошие показатели торможения, не подвержена аквапланированию. Показывает плохие результаты управляемости на снежных участках. Во время сильного снегопада становится непроходимой.
Зимние шины скандинавского типа отлично себя ведут при низких температурах и снегопадах. Они проходят по обледенелым дорогам, не шумят, но на асфальте ведут себя неуверенно. Не подойдут водителям-экстремалам.
Рисунок протектора
Дорожное покрытие везде различно, поэтому и возникла необходимость в создании разных рисунков протектора. Отличаются шины по размеру шашек, глубине канавок и прочим особенностям. Чтобы правильно выбрать рисунок, водитель должен адекватно оценить условия своего передвижения в зимнее время.
- Универсальный рисунок – средние характеристики управляемости, проходимости на разных покрытиях. Поперечные или продольные ламели до 8 мм, блоки среднего размера.
- Рисунок для повышенной проходимости – блоки крупные, поперечные канавки глубокие и широкие, подходит для зимнего бездорожья.
- Асимметричный рисунок – один из улучшенных вариантов универсальных шин. Одна зона отвечает за управляемость, другая – за проходимость.
- Продольные ламели – обеспечивают устойчивость на сухом покрытии, защищают от аквапланирования.

Лучшие производители
В продаже представлены более 100 марок шин от отечественных и иностранных производителей. Лидерами отрасли являются Goodyear, Michelin, Continental. Средний ценовой сегмент представлен заводами Hankook, Falken, Avon. Бюджетный сегмент представляют Kingstar, Riken, Tigar.
Компании, которые давно работают на рынке, имеют собственные испытательные центры и каждый 1-2 сезона предлагают новинки с улучшенными характеристиками.
Новинки рынка всегда стоят дороже, чем уже давно выпускаемые модели. Отечественные шины стоят дешевле зарубежных представителей. На цену влияют характеристики шины. В топе самых дорогих шипованных колес – бренды Nokian, Michelin, Gislaved. Среди липучек самыми дорогими считаются Goodyear, Continental, Michelin.
Советы по выбору
Выбрать зимние шины следует из условий их эксплуатации. Если бюджет покупки не ограничен, то выбирайте шины иностранного производства. Отечественные компании не дают превосходных показателей по управляемости и комфортности.
Осмотрите внешний вид покрышки, изучите маркировку на боковых частях. Срок годности шины – 2 года с даты производства. Попросите показать сертификат соответствия для своей страны. Для постоянной и частой езды покупайте хорошие, качественные, дорогие шины. Один раз заплатите дорого, но потом не придется покупать резину несколько лет.
Покупать откровенно дешевые варианты не стоит, вряд ли их хватит больше, чем на один сезон. Покупка бывших в употреблении шин — это лотерея, в которой может повезти, а может и наоборот. При ограниченном бюджете рассмотрите средний ценовой сегмент. Здесь много шин хорошего качества с оптимальными характеристиками. Благодаря нераскрученности бренда цена на такие модели не завышена. Почитайте отзывы в сети о разных моделях, посмотрите обзоры экспертов автомобильного мира. Всегда помните о том, что это безопасность в первую очередь.