
Безопасность вождения гарантируется многими системами, включая, в частности, тормозную систему. Ее правильное функционирование определяется многими факторами, но забота о качестве запчастей и систематическое обслуживание — это два наиболее важных аспекта, о которых мы не должны забывать. Тормозные колодки — важный элемент этой системы. Какое из решений, имеющихся на рынке, будет лучшим?
Керамические или обычные тормозные колодки?
Обычные тормозные колодки, также известные как органические (полимерные, полуметаллические), являются основными и наиболее популярными фрикционными накладками, устанавливаемыми в легковых автомобилях. На них приходится до 95% рынка всей продукции этого типа. Изначально они производились с использованием асбеста, но когда было доказано, что он оказывает негативное влияние на здоровье человека, его заменили органической смолой.
Благодаря этому обычные тормозные колодки имеют:
- высокий коэффициент трения,
- устойчивость к высоким температурам — до 300-350 градусов Цельсия,
- усиленную блочную конструкцию.
Органическая смола — не единственный компонент обычных тормозных колодок. Еще один важный элемент — металл. Именно он отвечает за возникновение трения при торможении. В этом случае производители чаще всего решают использовать сталь и оксиды стали или медь или латунь. Однако два последних материала используются реже.
Состав обычных тормозных колодок не должен быть полным без так называемой сухой смазки, то есть графита — минерала, обладающего высокой устойчивостью к высоким температурам. Его основная задача — снизить износ тормозных дисков. Состав органических тормозных колодок очень сложен и включает другие вещества в пропорциях, известных только производителю.
Эти детали отлично подойдут для тихих и стандартных городских автомобилей. Тогда нет риска, что они нагреются выше 250-300 градусов по Цельсию. Однако они могут перегреться даже при любительской спортивной езде. Если вас это волнует, вы должны выбрать другие технологические решения.
Преимущества обычных тормозных колодок | Недостатки штатных тормозных колодок |
низкая цена | быстрый перегрев |
быстрая притирка | сильная пыль |
стабильный коэффициент трения | относительно низкая долговечность |
универсальность | поглощение влаги |
склонность к выцветанию |

В случае тормозных колодок особенно опасен чрезмерный перегрев. Это может привести к плавлению и затвердеванию смолы на поверхности блока. Затем происходит так называемое стеклование трущейся поверхности. Это нежелательное явление, поскольку снижает эффективность торможения.
Однако это обратимый процесс, поскольку стеклование происходит только на поверхности. Можно собрать застывший слой смол. Однако если неблагоприятные изменения коснулись большей части колодки, ее можно только заменить.
У обычных тормозных колодок есть еще один недостаток — они гигроскопичны. Это означает, что они поглощают влагу, которая способствует коррозии опорной пластины. Чтобы этого не произошло, производители окрашивают боковые грани, чтобы защитить тормозной блок от влаги и коррозии.
Однако защитные краски используются только для продуктов хорошего качества. Дешевые тормозные колодки не имеют защитного слоя, из-за этого быстрее изнашиваются. Поэтому стоит учитывать этот аспект при покупке полимерных колодок.
Подверженность выцветанию обычных тормозных колодок может быть проблемой. Она заключается в том, что во время сильно нагретой системы выделяется излишек газа, что приводит к образованию опасной воздушной подушки между колодкой и диском. В такой ситуации резко падает эффективность торможения.
Керамические тормозные колодки стоит ли?
Из-за несовершенства органических (обычных) тормозных колодок все больше водителей обращаются к керамическим версиям. Однако стоит ли их использовать и каковы преимущества и недостатки такого решения?
Самый важный вопрос, связанный с тормозной системой, заключается в том, гарантирует ли она адекватный уровень безопасности при вождении автомобиля. Если рассматривать керамические тормозные колодки, можно быть уверенным, что их использование так же безопасно, как и использование органических моделей.
Более того, по сравнению с обычными колодками керамические:
- гарантируют более короткий тормозной путь,
- меньше нагреваются,
- издают меньше шума,
- более прочные.

Все благодаря соответствующему составу. Керамическая смесь обычно содержит медь, одним из свойств которой является очень хорошая теплопроводность. Благодаря этому во время торможения высокая температура равномерно распределяется по всему диску, что сокращает тормозной путь и блоки не перегреваются. Это, в свою очередь, влияет на более медленный темп их износа. Еще одно свойство меди — мягкость, тоже немаловажно.
Уменьшение количества металла во фрикционном материале означало, что керамические тормозные колодки не были источником скрипов или других неприятных звуков во время торможения. Также они не повреждают тормозные диски, что возможно благодаря оптимальной смеси, используемой при их производстве. Она включает, среди прочего, керамические волокна, углерод, кремний и смолы, которые действуют как наполнители.
Преимущества керамических тормозных колодок | Недостатки керамических тормозных колодок |
эффективность торможения даже в широком диапазоне температур | требуются вентилируемые тормозные диски |
низкий уровень пыли и пылеобразования | относительно высокая цена |
низкая истираемость | |
долгий срок службы | |
повышенная устойчивость к коррозии |
Если ваш автомобиль не был оснащен керамическими тормозными колодками на заводе-изготовителе, вы должны заменить стандартные тормозные диски на вентилируемые. В связи с тем, что в настоящее время это наиболее технологичное решение, оно требует значительных финансовых затрат, особенно если мы хотим установить новые колодки и диски на обе оси, что дает наилучшие параметры торможения.
Следует помнить, что на рынке также есть универсальные колодки, не требующие специальных дисков или каких-либо доработок тормозной системы. Однако при их установке следует обязательно обращать внимание на качество дисков. Если они изношены или порезаны, лучше установить новые. В противном случае колодки не гарантируют оптимального качества торможения.
Керамические тормозные колодки — гарантия чистых дисков
Благодаря соответствующей технологии производства (прессование при высокой температуре и под высоким давлением) и оптимальному составу керамических блоков они выделяют небольшое количество пыли, что дает преимущество перед обычными блоками с точки зрения чистоты обода. Органические продукты при торможении всегда оставляют на себе черную пыль, что не эстетично.

Это особенно важно для водителей, которые ценят чистый и элегантный внешний вид автомобиля. Даже если керамические тормозные колодки образуют пыль, она не врезается в металл, как в случае со стандартными колодками, где при интенсивном нагреве металлические отложения плавятся на поверхностях колесных дисков.
Благодаря тому, что эта пыль не оседает на поверхности суппортов, дисков или крыльев, можно говорить о меньшей подверженности этих компонентов вредному воздействию коррозии. Это означает более длительный срок службы колодок.
Однако помните, что при использовании керамических тормозных колодок на дисках может появиться серо-голубой налет. Но не стоит паниковать. Это совершенно нормально. Это своего рода защитный слой, позволяющий снизить износ дисков.
Керамические или металлические тормозные колодки?
На рынке также доступны металлические тормозные колодки. Они могут содержать до 65% металла, например, в виде стальной проволоки. Они дополнительно содержат порошок, который представляет собой смесь металлов, графита и меди. К особенностям тормозных колодок этого типа относятся:
- очень хорошая стойкость,
- высокая твердость,
- высокий коэффициент трения,
- устойчивость к высоким температурам.
Однако при установке с дисками плохого качества они быстро изнашиваются. Также снизится долговечность самих тормозных колодок. Их недостаток также в том, что во время торможения они образуют горячие опилки, которые оседают на ободах, что приводит к образованию грязи, которую трудно удалить. Свойства керамических и металлических колодок схожи, но первые имеют преимущество, поскольку они гарантируют более чистые диски.
Керамические тормозные колодки — цена
Керамические тормозные колодки — самое дорогое решение среди всех типов колодок. Это наиболее технологичное решение. Приобретение комплекта на одну ось может быть дороже стандартных решений на несколько тысяч а то и десятков тысяч рублей, в зависимости от того, какие керамические колодки мы выберем.
Цена на высококачественные керамические блоки колеблется от 20 000 до более 50 000 рублей, в зависимости от модели автомобиля. Мы можем успешно найти на рынке продукты, соответствующие марке автомобиля, независимо от того, водим ли мы BMW, Audi, Opel, VW, Ford или Mazda.
Резюме
Если ваш стиль вождения можно охарактеризовать как не очень динамичную езду, остановите свой выбор на органических колодках. Это самый дешевый и наименее прочный вариант, но в данном случае его более чем достаточно.
В ситуации, когда вы ездите динамично и нуждаетесь в лучшем качестве торможения, и при этом вас не беспокоит осадок на колесных дисках, выбирайте металлические тормозные колодки. Это прочные и долговечные изделия.
Если вы хотите иметь самое технологичное решение, повышающее комфорт вождения, остановите свой выбор на керамических колодках. Они отличаются высокой стойкостью к истиранию, а также улучшают тормозные характеристики. Кроме того, низкий уровень выбросов пыли позволяет легко поддерживать чистоту дисков.
1 thought on “Керамические тормозные колодки — достоинства и недостатки”