
Автоматическая коробка передач начинена привычной механикой и дополнена компьютерной электроникой. Она упрощает езду, но идентифицировать и устранить в ней неисправность сложнее, чем в МКПП. Если переключение скоростей сопровождается пинками и толчками, важно понять в чем проблема и как можно скорее сдать автомобиль в сервис, так как окончательная поломка АКПП встанет хозяину во внушительную сумму. Несвоевременное техобслуживание и небрежное использование часто становятся причинами того, что пинается коробка автомат.
Что значит «пинается»
Автоматическая коробка сама осуществляет переключение скорости. Она делает это едва заметно и плавно. На вариаторе ход настолько тихий, что переключение от передачи к передаче незаметен. Если пересесть с машины на вариаторе за руль автомобиля с АКПП, можно уловить момент самого переключения, но со временем водитель привыкает к этим ощущениям и границы перехода скоростей стираются. Вот почему, когда при движении возникает пинок, рывок или толчок, не заметить их очень сложно, и нужно обязательно выяснить, в чем причина такой работы коробки.
Начинается неисправность с едва заметных толчков. По ощущениям они похожи на неправильное переключение на механике: если педаль сцепления опустить слишком резко, машина переключится некорректно и пинается. На механике это нежелательно, а на автомате на каждый толчок и пинок нужно обращать внимание. Если проигнорировать эти ощущения на начальном этапе, то коробка со временем начнет пинаться и дергаться более внушительно.
На некоторых авто кажется, будто передачи более затянуты, чем требуется. Это неприятное изменение в работе автомата служит, скорее, на благо, так как коробка автомат дает понять, что с ней что-то не так. АКПП сбоит при следующих обстоятельствах:
- Смене режима (с P на D или R) могут ощущаться заметные удары или толчки, которых не было ранее. Исключением является переключение с парковки на уклоне, так как там «рывок» может быть связан с отработкой тормозных колодок.
- Рывок во время переключения передач на скорости до 60 км/ч.
Иногда причина толчков — это езда «на холодную», особенно зимой. Это связано с густым непрогретым маслом, машина плохо разгоняется, и трансмиссия пинается, но после прогрева проблема исчезает. При сбое коробки автомат толчок происходит вне зависимости от уровня прогрева автомобиля.
Причины толчков
Коробка передач, наверное, второй по значению «орган» в автомобиле, после двигателя. Ее ремонт, замена запчастей или тем более покупка новой АКПП – большая проблема и дорогое дело, с которым не хотел бы столкнуться ни один автолюбитель. И когда во время движения водитель чувствует пинок или толчок, — это верный знак, что пора на ТО. Первое правило владельца машины – следить за ее техническим состоянием, второе – бережно эксплуатировать. Если по неизвестным причинам машина пинается и начинает ощутимо выдавать неисправность, виной тому может быть выход из строя нескольких узлов АКПП, провоцирующий толчок.
Старое масло
Своеобразный пинок в автоматической коробке вовсе не означает, что проблема с коробкой серьезная. Первым делом рывок АКПП может крыться в плохом качестве масла, иными словами называемого ATF. Замена масла в коробке передач проводится гораздо реже, чем в двигателе. Коробка автомат сама по себе потребляет меньше, ресурс ее работы выше, и если она работает в оптимальном режиме, то масло долгое время сохраняет нужный уровень и остается чистым. Проверить его несложно, во многих автомобилях для этого предусмотрен отдельный щуп.
ATF – это automatic transmission fluid – специфический продукт, по консистенции как масло, на вид как «компот», на 80% состоит из масла и на 20% из присадок (пропорция примерная, так как для каждого типа автомата предусмотрена своя трансмиссионная жидкость). Длительное использование ATF приводит к изменению свойств обоих компонентов. Например, если у ATF снижается уровень нейтрализации кислот (за что отвечают присадки), в первую очередь страдают уплотнители, в масляных каналах образуются протечки и в системе снижается давление, и это большая проблема, потому что приводит к преждевременному износу дисков сцепления.
Но это только один из множества примеров последствий, когда замена ATF проводится с солидным опозданием. Масло в автомате выполняет ряд важных функций:
- Гидродинамическую. Это основная функция, так как в своей основе АКПП имеет гидродинамическую систему. ATF передает усилия (энергию) от ДВС к коробке передач, заставляя ее работать.
- Гидростатическую. Выполняет роль гидравлической жидкости: давление масла приводит в движение клапаны и поршни.
- Охлаждает узлы и очищает детали.
- Обеспечивает силу трения, необходимую для дисков сцепления. Масло имеет свой уровень модификаторов трения, которые меняют скользкость масла и когда оно попадает между дисков сцепления, помогает им воздействовать друг на друга таким образом, чтобы передачи включались плавно.
- Присадки обладают противоизносной (смазывают и защищают детали от повреждений) и противозадирной (создают на деталях защитную пленку) функциями.
- Защищают уплотнители от затвердевания и разрушения (выше был пример с падением давления).
- Обеспечивают у АКПП толерантность к критическим низким и высоким температурам (в том числе краткосрочным до 300 градусов) благодаря депрессорным присадкам и загустителям.
- Предотвращают коррозию и пенообразование благодаря содержанию ингибиторов.
- Предотвращают растворение чужеродных жидкостей.

Плохое масло — это очень частая причина того, что коробка пинается, и проверить его — это самый простой способ диагностики. Иногда в мануале к автомобилю производители указывают, что «автомат» необслуживаемый. Это означает, что теоретически расходники в АКПП можно не менять на всем сроке эксплуатации. Но это скорее утопия, потому что для «вечного» пользования коробкой нужно создать ей нереальные условия эксплуатации, что не очень сочетается с ежедневным использованием автомобиля в городской среде.
Под нагрузками механизмы внутри АКПП нагреваются до определенных температур и в селекторе появляются продукты отработки. Они загущают консистенцию масла, что не дает машине нормально переключаться между скоростями, и тогда при движении возникают пинок или рывок.
Фильтр к ATF
Для каждого типа коробки автомат предусмотрены свои масляные фильтры, и большинство из них имеют фетровую основу. Она фильтрует загрязнения в отработанной жидкости и микроскопическую стружку, возникающую во время трения металлических механизмов. Проблема в том, что у каждой коробки свой ресурс, но иногда после 20-50 тыс.км фетровая вставка настолько загрязняется, что напоминает грязную тряпку и из светло-бежевой превращается в черную. Естественно она не способна в таком состоянии фильтровать жидкости и в какой-то момент перестает пропускать масло в нужных количествах, провоцируя толчок в коробке. Поэтому масляной насос не может нормально продолжать качать масло, и его давление падает, что впоследствии влияет на работу соленоидов и фрикционных дисков. Несвоевременная замена фильтра ведет к целой цепочке поломок.
Из-за низкого давления, фрикционы не прижимаются друг к другу во время вращения достаточно плотно, и начинают «пробуксовывать», от чего быстрее изнашиваются. Это ведет за собой сбой в переключении, а если на «пинки» не обращать внимания и продолжать ездить с неисправной коробкой, проблема еще более усугубится, и диски вовсе перестанут включать передачу и АКПП «встанет».
Необслуживаемые АКПП, о которых упоминалось выше, имеют такой же принцип работы, и не смотря на заявления производителей чаще всего после 150-200 тысяч км их нужно обслуживать. Но у таких коробок отсутствует поддон, поэтому их нужно снимать и «половинить», что делают далеко не все сервисы (чаще за такие работы берутся дилеры) и стоит это дорого.
Горят фрикционы
Переключение скоростей в автоматической коробке передач происходит благодаря трению фрикционов с определенной силой, скоростью и давлением. Фрикционы, даже при своевременном обслуживании, — это далеко не вечные детали и причина, по которой появилась неисправность, может крыться именно в них. Но при плановой замене ATF и комплектующих нормальная выработка фрикционов — 300-400 тыс. км. Скорее всего причиной поломки фрикционов является одна из представленных ниже:
- Старое масло, о чем писалось выше. Давление в системе – важный показатель в АКПП. Производители ставят примерный ресурс езды на одном масле – 60-70 тысяч км. Необслуживаемый автомат – отличный маркетинговых ход и проблема большинства производителей авто, потому что на деле доверчивый покупатель после 100 тысяч пробега заметит от коробки толчок или пинок, и «необслуживаемый» механизм отправится в сервис на ТО.
- Уровень ATF. На бачке есть критическая отметка, и если для двигателя внутреннего сгорания при уровне LOW на щупе никаких страшных последствий быть не должно (если тут же долить масло, разумеется), то в АКПП нельзя позволять ATF даже близко подбираться к этому уровню.
- При забитом фильтре диски проскальзывают, соответственно, делают больше оборотов, от чего перегреваются и «горят». Замена фильтра – важный пункт при обслуживании трансмиссии.
- Также грязное масло забивает радиатор. Охлаждающая жидкость не может в нем нормально циркулировать, и поэтому часто не выходит даже из рабочей зоны, и об охлаждении других узлов не может идти и речи. Рабочая температура в случае такого засора может подниматься до 150 градусов. В таких условиях ATF густеет, давление падает, фрикционы «горят» и дают при переключении очередной пинок.
- Попадание воды внутрь кробки. Нестандартная ситуация, но тоже случается. При попадании воды в масло, она разрушает накладки на фрикционных дисках, которые сделаны из прессованных бумажных компонентов.
Большинство неполадок с фрикционными дисками напрямую или косвенно связаны с некачественным маслом внутри системы. Густая, грязная трансмиссионная жидкость ведет напрямую к поломке фрикционов, или к разрушению сторонних механизмов, от которых зависит работа дисков.

Проблемы с ATF
В ATF есть присадки, которые способны контролировать вязкость и температуру жидкости. В основном это нужно для минимизации проблем при езде «на холодную». Но работают они только при нормальном состоянии коробки, чистом фильтре и качественном чистом масле, то есть в штатной обстановке. Если не соблюден хотя бы один из этих пунктов, одна поломка тянет за собой другую.
Некорректная замена масла
Некоторые легковые автомобили имеют второй генератор, чтобы поддерживать у ATF определенный уровень температуры и вязкости. Между этим генератором и коробкой во время аппаратной замены масла подключается сам аппарат. Под давлением он выкачивает старое масло и закачивает новое. Аппаратная замена быстрее и дешевле обычной. Но при этом поддон с АКПП не снимается, фильтр не меняется, и все отработанные вещества (включая металлическую микростружку) остаются в коробке. В процессе работы грязь с поддона забивает соленоиды, еще сильнее загрязняет фильтр и попадает на радиатор.
Из-за забитого фильтра, который не способен нормально пропускать жидкость в систему, она до трансмиссии не добирается, и она перегревается. Автоматическая замена масла допустима только в том случает, если автовладелец уверен в чистоте фильтров и системы в целом. Производители разрешают чередовать автоматическую замену с классической.
Поломка насоса
Чтобы добраться до масляного насоса АКПП, нужно снимать защитный кожух, а нередко и вовсе демонтировать АКПП. Насосы редко ремонтируют, чаще всего их заменяют новыми. Лучше отдавать предпочтение оригинальным насосам.
Масляный насос выходит из строя из-за некачественного масла. Это может быть старая ATF, которую вовремя не заменили, или просто жидкость изначально низкого уровня. Частички загрязненного или некачественного масла оседают на деталях насоса, из-за чего выходит из строя помпа.
Насос можно сломать, неправильно эксплуатируя автомобиль в зимнее время. Если машину не прогреть, масло будет слишком густым, и не смажет помпу в нужном количестве, и какое-то время она будет работать «на сухую», и из-за чрезмерной нагрузки сломается и выведет из строя сам насос, который даст знать о неполадках следующим образом:
- Ухудшится динамика разгона автомобиля.
- Посторонний гул (как при износе переднего подшипника).
- «Толчки» при смене скорости во время движения, что свидетельствует о недостаточной смазке насоса или его нестабильной работе после потери давления.
Ухудшение производительности насоса может иметь фатальные последствия для коробки передач. Из-за снятия АКПП замена насоса – недешевое «удовольствие», поэтому лучше избежать эту неисправность и последствия от нее.

Гидроблок и соленоиды
Жидкость ATF от бачка к дискам подходит по системе гидроблока. Сам гидроблок – это система трубок, по которым под определенным давлением движется ATF. Трубки достаточно тонкие. Поэтому при использовании старого масла с продуктами отработки и старого фильтра вместе с маслом по гидроблоку будут циркулировать загрязняющие его вещества. Трубки забиваются, и дальше все по системе: давление масла падает, коробка автомат начинает пинаться.
Внутри гидроблока расположены соленоиды. Они выполняют функцию «дозатора»: открывают и закрывают клапаны, чтобы при определенной передаче на фрикционные диски подавалось определенное количество ATF. Соленоиды представляют собой электрические катушки со штоком. Под действием напряжения в определенный момент шток выдвигается и перекрывает канал подачи жидкости. Иногда соленоиды заклинивает (тогда коробка перестает переключать передачи и «встает») или просто работают со сбоями, тогда автомат начинает пинаться и дергаться при переключении трансмиссии.
Электронный блок управления
Иногда толчки и удары в коробке провоцирует некорректная работа ЭБУ. По сути электронный блок в коробке передач считается одной из самых долговечных деталей. Он часто легко «доживает» до первого, а иногда даже и до второго капитального ремонта коробки. Механизм считается очень надежным, и практически не убиваемым, конечно, если все остальные узлы в АКПП вокруг него также хорошо работают без нареканий, коробка постоянно обслуживается и с ней не возникает никаких проблем. Но при систематических нарушения эксплуатации и несвоевременных ТО автомат, пострадать со временем может как сам блок управления, так и проводка к нему. Она окисляется, к соленоидам перестает поступать ток, и они не могут корректно работать.
Сам электронный блок управления выходит из строя при попадании влаги, при повреждениях (например, в результате аварии), при сильном перегреве (например, все из-за того же не вовремя замененного масла) или при попытке непрофессиональной перепрошивки.
ЭБУ автоматической коробки принимает сигналы от ЭБУ двигателя, поэтому при выходе из строя отдельных датчиков ЭСУД (электронной системы управления ДВС), автомат будет получать некорректные данные и сбоить. Определить проблему с ЭБУ несложно:
- АКПП переключается в аварийном режиме, медленно набирает скорость, иногда автомат не дает переключиться выше третьей передачи и пинается.
- На приборной панели может загореться Check Engine или Check АТ. Индикаторы неполадок чаще всего загораются, если проблема с электронным блоком управления связана с некорректной работой датчиков на блоке двигателя.
- Чрезмерное повышение температуры в коробке передач. Показания в 100 градусов уже считаются критическими, и они могут быть как причиной, так и следствием нарушения работы ЭБУ.
- Коробка пинается и может начать переключаться рывками, из-под капота при переключении (то есть на ходу) будет слышен гул, которого при нормальной работе блока быть не должно. Если ЭБУ уже отказывает, то передачи перестанут переключаться.

Признаки неполадки электронного блока управления коробки – повод срочно обратиться в сервис, так как продолжать эксплуатацию с неисправным ЭБУ крайне опасно, ведь он может выйти из строя и автомобиль «встанет».
Вывод
Выход определенных узлов из строя, некачественные детали, такие естественные процессы как окисление, — все это причина поломки автоматической коробки передач, о чем она обязательно даст знать своему владельцу «пинками» или заторможенным переключением. Но самой частой причиной некорректной работы АКПП становится проблема человеческого фактора.
Несвоевременное обслуживание, заливка некачественных жидкостей или просто долив масла вместо его замены, приводят к нарушению работы механизмов внутри коробки. В итоге она начинает дергаться, пропускать передачи и сбоить. Какими бы качественными изначально не были все детали трансмиссии и масло, при постоянной эксплуатации наступает момент естественного износа. Не нужно экономить на деталях и замене масла, потому что ремонт коробки впоследствии обойдется гораздо дороже. И раз автомат пинается и подает сигналы, значит к ним нужно обязательно прислушиваться и в ближайшее время принять меры.