
Автомобиль для современного человека перестал быть элементом роскоши. Многие модели эксплуатируются активно для езды по бездорожью. Ежедневные поездки, неблагоприятные условия внешней среды, не всегда качественное дорожное покрытие приводят к тому, что происходят поломки в узлах, выходят из строя различные агрегаты и детали. Проблема возникает в результате соприкосновения различных механизмов во время их работы. Несмотря на то, что современные технологии изготовления металлов, варианты создания сплавов, обработка, монтаж и изготовление позволяют увеличить эксплуатационный ресурс машины в 2-3 раза, поломки возникают и требуют своевременного устранения. Шрус может выйти из строя даже при условии использования качественных смазочных материалов, которые снижают показатель коэффициента трения в несколько раз. Среди наиболее частых причин выхода из строя машин с переднем приводом является неисправности и различные поломки шруса.
Общие сведения
Качественные автомобили, выпущенные под известными брендами, выполняют заложенные в них функции, работают без серьезных поломок до 5-7 лет. Особое внимание требует к себе шрус, так как выйти из строя он может и гораздо раньше заявленного времени. В 90% случаев неисправность не подлежит ремонту. Элемент потребуется полностью заменить (снять тот, что вышел из строя, а затем установить новый, полностью исправный). Также может потребоваться ремонт шарниров равных угловых скоростей, но его можно производить, когда износ незначительный или не превышает средних показателей.
Если возникают подозрения, что в машине возникла подобная поломка, необходимо сразу же обратиться к специалистам или постараться произвести ремонт своими силами. Если оставить неисправность без должного внимания, она может привести к серьезным последствиям. Основные моменты, которые нужно учитывать:
- Повышенная опасность от поломки исходит, когда она возникает во время движения машины.
- Последствия сильного повреждения – ходовая часть становится негодной для дальнейшей эксплуатации.
- Продолжение движения на неисправной машине может привести к аварийной ситуации.
В случае ДТП пострадать могут все, кто окажется рядом – водители, пассажиры и даже пешеходы. Определить наличие поломки шруса можно по нехарактерному шуму или появлению звука, похожего на резкий и быстрый хруст. В этом случае нужно выполнять последовательность действий — первое, что потребуется — съехать на обочину. Затем нужно остановится и полностью заглушить машину. Далее действовать по ситуации – производить ремонт самостоятельно или вызывать аварийную службу.

Диагностика неисправности
Как новички, так и опытные водители должны знать, как провести диагностику состояния шруса.
Определить неисправность и осуществить замену этого элемента своими руками несложно. Для того чтобы начать работу, нужно понять, какая именно деталь неисправна.
Если автомобиль эксплуатируется более 5 лет, то наблюдается износ внутренней обоймы. В этом случае образуется значительный люфт шруса. Выражается это в появлении неприятного скрежета, хруста во время выполнения поворота. Если износ составляет более 70%, то дополнительно появляются резкие толчки на рулевом колесе. В 90% случаев такой эффект заметен на автомобилях, которые не имеют гидро или электро усиления руля. Износ проявляется и в толчках:
- Во время начала движения (выезд с места, прогревание).
- После резкого изменения режима работы двигателя.
- Во время движения на низкой скорости.
Одной из причин поломки является выход из строя трансмиссии. Здесь важно помнить, что нехарактерные звуки и хруст могут появиться именно по причине неисправности в этом узле, шрус же может быть полностью рабочим.
Диагностические мероприятия затрагивают также такое направление, как необходимость определения радиального зазора. Особенности мероприятия: для этого требуется вывесить по очереди переднюю подвеску автомобиля, а затем произвести фиксацию вала главной передачи. После этого необходимо медленно и плавно провернуть колесо в различных направлениях – влево, вправо, прямо. Уделить внимание нужно следующему показателю: если свободное качение колеса выраженное, имеет место стук или посторонний шум, в 90% случаев проблема в неисправности шруса. Требуется его незамедлительная замена.
Также причиной появления звуков и необычного поведения колеса (одного или нескольких в случае сложной поломки) может быть ослабление крепления шруса к валу. Для устранения неисправности потребуется плотно прикрутить ослабленные болты. Важно соблюдать все условия затяжки – усилия нужно применять, но следить за тем, чтобы не сорвать крепления. Ориентироваться нужно на рекомендации производителя: если затяжка будет слабой, то звуки, толчки появятся вновь через 2-3 дня. В том случае, когда поломка шруса вызвана износом обоймы, то требуется не ремонт, а замена детали. Рекомендуется использовать оригинальные комплектующие, чтобы повысить срок эксплуатации.
Определение проблемы по звуку и другим проявлениям
Для того чтобы избежать серьезных поломок или аварии в дороге нужно знать симптоматику выхода из строя шруса. Признаки износа и неисправности шарнира (по ним можно предполагать причины):
- Разрыв пыльника – ремонт заключается в замене этого элемента, полностью заменять шрус не потребуется.
- Свистящие звуки гранаты – водитель может слышать, как происходит трение тормозных колодок (у них обнажился металл, который в процессе движения и трения издает резкие звуки).
- Рывки разной интенсивности и выраженности – машину может «подталкивать» во время того, как она начинает трогаться с места. В 90% случаев причина в том, что повреждены канавки гранаты.
- Появление выраженных щелчков – звуки слышны в период движения, если машина трогается, симптом не возникает. Количество щелчков 2-5, после этого звук пропадает. Появляется вновь только после того, как машина остановится, затем вновь начнет движение. Неисправность гранаты – основная причина появления звука.
- Хруст – наиболее часто проявляющийся симптом. Он проявляется непосредственно во время движения. Звук свидетельствует о том, что шрус не изношен частично или средне, а полностью непригоден к дальнейшему использованию. Если не предпринять никаких мер, его заклинит – работать узел перестанет.
Рекомендуется внимательно прислушиваться к звукам, так как в случае с хрустом осуществление дальнейшего движения не допускается. В том случае, когда водитель зафиксировал хотя бы 1 из перечисленных симптомов, лучшем решением будет проведение диагностических мероприятий. Необходимо внимательно осмотреть шарнир, проверить качество крепления всех элементов узла.

Простые диагностические приемы
Элементарные способы проведения диагностики и установления причины поломки необходимо знать каждому водителю. Важно своевременно определить, какой шрус вышел из строя. Существуют несколько простых алгоритмов, которые требуется провести, для того чтобы осуществить диагностику на месте.
Наружный осмотр – представляет собой проверку состояния детали визуально и проверку наличия симптомов поломки. Для работы потребуется площадка с ровной поверхностью (специальная стоянка, островок безопасности, обочина дороги). Обязательное условие: колеса автомобиля должны быть повернуты до упора. Можно выбрать любую сторону. Для того чтобы нагрузить шарнир, нужно резко тронуться с места. Появление скрипа, хруста свидетельствует о поломке шруса. Рекомендуется предварительно открыть окно машины, чтобы шумы проявляли себя отчетливо.
Еще один способ наружной проверки – потребуется вывернуть руль влево (для теста правого шруса) или право (для проверки состояния левого элемента). Если неисправность присутствует, появится характерный звук.
Внутренний способ проведения диагностики потребует не только знания, что такое шрус, но и соблюдения несколько других условий, нежели предыдущий метод. Работы осуществляются не на ровной поверхности, а на местности с ямами, углублениями и выбоинами. Лучше всего для этого подойдет проселочная дорога. По ней потребуется проехать на средней скорости. Поломка шруса проявится появлением шумов.
Существует второй способ внутренней диагностики для выявления причины – для его проведения потребуется дать нагрузку на заднюю часть машины. Лучше всего переложить весь багаж и пересадить пассажиров на задние сидения. В результате машина должна немного приподняться, а ось внутреннего шруса должна стать изогнутой. Неисправная деталь будет шуметь.
Способы устранения поломок
Если водитель знает, что такое шрус и как он проявляет себя после выхода из строя, ему требуется уметь производить простой ремонт. Выбирать способ устранения поломок нужно с учетом износа деталей. Если шарнир заметно изношен, то лучше всего заменить его полностью. Вернуть рабочее состояние механизму можно на короткое время. Для этого нужно смазать пыльник и шрус. Последовательность действий после установления причины:
- Поставить машину над смотровой ямой.
- Произвести визуальный осмотр состояния пыльников.
- Осмотреть детали на наличие брызг от смазочных материалов (нужно обращать внимание на поверхности, которые расположены рядом).
Если следы от смазки присутствуют, потребуется снять шрус. Затем производится разбор детали. Следующие действия: снятие напыльника, промывка внутренних поверхностей. Затем осуществляется замена смазки и пыльника.
Также в процессе устранения поломки шруса нужно произвести шлифовку детали в том месте, где ее рабочая поверхность имеет повреждения. Это мероприятие не эффективное. Мера позволит доехать на невысокой скорости до дома или мастерской.
После замены смазочных материалов и пыльника потребуется обработать все внутренние детали бензином или растворителем. Повторить действия рекомендуется 2-3 раза при сильном загрязнении. Проводить подобную работу нужно, чтобы избежать более серьезных поломок, так как неисправность в работе одной системы влечет за собой постепенный выход из строя остальных узлов.

Замена агрегата
Полная замена производится после определения, какой элемент вышел из строя (внутренняя или внешняя деталь). В процессе потребуется снятие полуоси. Для этого демонтировать нужно переднее колесо автомобиля с той стороны, где будут производиться дальнейшие ремонтные работы. Затем откручивается гайка ступицы, снимаются болты, которые удерживают наружный шрус и вал главной передачи. Только затем полуось и внутренний элемент снимаются с машины (каждая деталь должна быть демонтирована аккуратно). Затем полуось можно разбирать, а шрус менять на новый. Если потребуется разобрать полуось, то нужно помнить, что в 90% случаев шарниры зафиксированы на валу. Следует ослабить и удалить стопорные кольца. Для этого потребуется съемник.
Установленные новые запчасти должны быть зафиксированы на валу надежно. Крепления производятся с применением силы, так как ослабленные болты могут отвалиться во время движения. Это станет причиной возникновения аварийной ситуации. Трансмиссия будет испытывать повышенные перегрузки, в результате чего шрус вновь выйдет из строя.
Особенности и нюансы самостоятельного устранения неисправностей
Не достаточно знать, как произвести ремонтные работы своими силами. Нужно уметь сделать это так, чтобы не повредить шлицы полуоси. Когда не обойтись без замены внутреннего шарнира, то потребуется использование специального приспособления – деревянной прокладки. С ее помощью производится снятие детали с вала. Происходит это просто – требуется постукивать молотком по деревянной конструкции. Возникшая вибрация позволит детали мягко выбиться из фиксатора. Повреждения в результате не произойдет.
После завершения установки шруса на полуось, нужно будет установить деталь обратно (последовательность действий противоположная снятию).
Обязательно нужно убедиться в том, что гайки надежно закручены. Крепко держаться должны и болты наружного шруса, которыми он крепится к валу главной передачи. Операция повторяется и с другим колесом, если есть подобная необходимость.
Профилактические меры
После проведенного ремонта или в процессе эксплуатации машины важно не забывать о мерах профилактики. Они позволят избежать повторного появления проблемы или не допустят ее. Основная рекомендация заключается в том, что требуется полностью исключить вероятность попадания под резиновые манжеты частичек грязи, воды, пыли (внутренний элемент). Очистить их можно своими руками или в мастерской. Регулярный осмотр позволит исключить серьезные поломки. Если резиновые элементы загрязнились, их нужно снять и заменить на новые. Лучше всего приобретать для этой цели качественные, оригинальные расходники, особенно, если водитель точно не знает, что такое шрус и, что представляет собой деталь.
Еще одна мера профилактики поломки – контроль качества крепления детали к валу главной передачи. Если заметно, что болты недостаточно затянуты, находятся свободно, шатаются, то немедленно производится их затяжка. Причина в том, что с течением времени они будут больше раскручиваться. Об ослаблении болтов сообщает звук трансмиссии.

Заключение по теме
Знать, как ведет себя неисправный шрус, что это за деталь, очень важно для обеспечения комфортной и безопасной поездки. Необходимо смотреть за тем, как происходит движение машины на дороге. Если появились проблемы с управлением, толчки или возникли необычные звуки, рекомендуется провести диагностику состояния автомобиля. По результатам осуществляется замена или ремонт неисправной детали. Соблюдение мер профилактики позволит забыть о проблеме или снизить вероятность ее возникновения.