
Двигатель транспортного средства — это оборудование, которое требует регулярного технического обслуживания и своевременного выполнения ремонтных работ. При игнорировании указанных требований, двигатель может выходить из строя, менять свою мощность, потреблять больше топлива. А это дополнительные затраты для автомобилистов. Если длительное время не ремонтировать мотор, то впоследствии транспортное средство будет работать с ошибками.
Как проявляется проблема
Если водитель заметил, что двигатель начал троить, не стоит игнорировать эту проблему, чтобы не навредить автомобилю. Если вовремя устранить все неполадки, серьезных проблем удастся избежать. Чаще всего причиной неисправной работы мотора служит неправильная работа цилиндров. В этом случае не наблюдается воспламенение топливной массы в камере сгорания. Либо она воспламеняется, но позже нужного времени. Как неопытному автомобилисту понять, что двигатель троит:
- В случае его работы на холодном ходу, водители могут обнаружить характерные подергивания и потряхивания. Они появляются периодически и не доставляют дискомфорта. Но если проблема игнорируется, то со временем вибрация становится сильной. Ее могут замечать как пассажиры автомобиля, так и водитель. Если вибрация ощутимая, это может говорить об отказе нескольких цилиндров. Такая проблема требует незамедлительного решения.
- На то, что двигатель троит, может указывать его сниженная мощность. Это может проявляться характерными провалами при нажатии педали газа. Автомобиль при этом может разгоняться рывками и потреблять больше бензина. Иногда о проблеме говорит индикаторы CHECK, который можно увидеть на приборной панели. Подобная проблема может возникать и в случае других поломок, но чаще всего она свидетельствует о неисправности двигателя.
- Резкие скачки оборотов также могут говорить о неисправности двигателя. Они говорят о том, что мотор испытывает сильные перегрузки. При этом обороты поднимаются и спускаются либо резко, либо плавно. Такая проблема также требует срочного решения.
- Понять, что троит двигатель, можно по свечам зажигания. Если посмотреть на них, то на электродах можно увидеть копоть. Но первопричина поломки здесь кроется не в свечах. Если Заменить их, через определенный временной промежуток копоть появится вновь. В таком случае важно провести комплексную диагностику автомобиля и найти истинную причину проблемы.
При наблюдении одного или нескольких из вышеперечисленных признаков необходимо незамедлительно обратиться в сервисный центр. Не стоит игнорировать поломку. Возможно, что мотор уже работает неисправно и нуждается в срочном ремонте. Если этого не выполнить, то, возможно, в дальнейшем понадобится срочный капитальный ремонт.

Причины проблемной работы
Если водитель заметил, что в автомобиле троит двигатель, это говорит о том, что топливная масса в цилиндрах сгорает не так, как нужно. Это приводит к сильной вибрации двигателя, которая впоследствии сильно ощущается как водителем, так и пассажирами. Но вибрация не всегда говорит о неисправности ДВС. Наблюдаться она может и по другим причинам. Если водитель обнаружил, что троит двигатель, стоит рассмотреть следующие моменты:
- Неправильно выставлен момент зажигания.
- Подсасывание воздуха в тормозном усилителе.
- Неисправная работа свечей зажигания.
- Сбой в работе высоковольтных проводов.
- Выход из строя конденсатора.
- Подсасывание воздуха во впускном коллекторе.
- Выход из строя клапанов или поршней.
- Неисправность работы поршневых колец.
- Проблемы в процессе газораспределения.
- Износ рокеров клапанов.
- Износ прокладок ГБЦ.
- Неправильная регулировка карбюратора.
- Износ подшипника поворотной пластины.
- Износ воздушного фильтра.
- Разгерметизация системы, которая произошла из-за деформации мембраны вакуумного регулятора.
- Установка неподходящих свечей зажигания для конкретной марки автомобиля.
Чаще всего неисправность работы двигателя появляется из-за изменения условий сгорания топлива, которые наблюдаются при механических сбоях. Однако причины могут быть и в других проблемах.
Чтобы понять, почему мотор троит, необходимо провести полную диагностику автомобиля. Сделать это можно в любом сервисном центре. Первым делом опытный мастер проверяет топливную систему, инжекторы. Если здесь нет проблем, то следом диагностируется система подачи воздуха, зажигания. В случае нормальной работы этих систем, происходит проверка датчика ЭСУД,
Следует подробно разобрать каждую причину троения двигателя:
- Проблемы со свечами. Если троит двигатель, это может говорить о неисправности инжектора или свечей зажигания. Если же водитель ощущает подпрыгивание мотора, то это свидетельствует о неправильном выставлении момента зажигания. Чтобы понять, что причина именно в нем, необходимо прислушаться к звуку работы ДВС на низах. Если проблемы нет, то он будет ровным и наоборот. Также понять, что причина неисправности в неправильно выставленном моменте зажигания, можно по рывкам, которые издает мотор в период его прокручивания стартером.
- Подсос воздуха в усилителе тормозов. Если на авто установлен вакуумный усилитель тормозов, то причина троения мотора может быть в его неисправной работе. Проникающий в систему воздух смешивается с топливной массой, что в итоге приводит к неправильному ее воспламенению. Водители могут заметить троение двигателя как на холодную, так и на горячую. Проблема будет наблюдаться и при холостых оборотах.
- Неисправная работа свечей зажигания. Если наблюдается проблема в работе двигателя, это может говорить о неисправности свечей. В этом случае потребуется найти цилиндр с неисправной свечей, внимательно ее осмотреть и при необходимости заменить. Необходимо внимательно изучить цвет изолятора центрального электрода. Если проблем нет, то он будет светлым или коричневым. Если же изолятор потемнел, это сигнализирует о дефектах. В таком случае необходимо провести замену свечей. Изменение цвета изолятора происходит из-за постоянной работы двигателя на холостых, из-за дефектов в работе системы питания, из-за недостаточного уровня компрессии в цилиндре. Также смена цвета изолятора происходит в результате поломки кислородного датчика. После осмотра изолятора стоит внимательно осмотреть корпус свечи. Он не должен иметь повреждений. Если таковые имеются, свечи придется заменить. Далее необходимо как хорошо появляется искра. Если самостоятельно сделать это не получается, то лучше обратиться за помощью к профессиональным мастерам.
- Неисправность высоковольтных проводов или неполадки в работе конденсатора. В подобных случаях водители могут заметить, что двигатель часто троит на холодную. Если же транспортное средство полноценно прогревается, то троение уменьшается или вовсе проходит. Чтобы провести проверку, необходимо осмотреть провода в темноте, когда ДВС будет заведен. В случае пробоя появятся искры. В таком случае понадобится заменить провода и конденсатор. Также можно измерить уровень сопротивления при помощи мультиметра. Если в системе проблем нет, то сопротивление будет не выше 20 кОм. В обратном случае потребуется проведение ремонтных работ.
- Подсос воздуха в выпускном коллекторе. Такая проблема указывает на серьезные проблемы двигателя. Чаще всего она возникает при неправильной сборке и некомпетентном ремонте транспортного средства. Подсос воздуха также наблюдается при сильном износе прокладки. В таком случае строение будет наблюдаться преимущественно при нажатии на газ.
- Проблема в работе поршневых колец. Троение двигателей при износе поршневых колец случается начасто. Для определения проблемы необходимо провести замеры компрессии в цилиндре. При ее повышении необходимо провести ремонт, иначе двигатель будет сильно нагреваться, что впоследствии может привести к необходимости выполнения капитального ремонта.
- Неправильная настройка клапанов и износ рокеров. Если наблюдается неправильная регулировка, то открытие и закрытие клапанов осуществляется не полностью. Это приводит к тому, что в механизм попадает не весь объем топлива, из-за чего в дальнейшем происходит троение двигателя. Также помимо этого в цилиндре появляется сильный нагар. В случае серьезного износа потребуется срочный ремонт.
- Неподходящий трамблер. Троить двигатель также может из-за износа вала, втулки и подшипников трамблера. Это приводит к пропуску тактов, что приводит к троению, которое наблюдается на холодную. Если провести прогрев, то оно полностью исчезает.
- Забитость воздушного фильтра. Если фильтр забит, то он имеет сниженные пропускные способности. Это становится результатом того, что топливо становится чрезмерно переобогащенным. Для исправления проблемы нужна замена воздушного фильтра. Если причина проблемы кроется в воздушном фильтре, то мотор будет троить на холодную. При прогреве неполадки обычно исчезают.
Независимо от причины троения, необходимо вовремя обратиться к профильным мастерам, провести диагностику авто и последующий ремонт.

Как решить проблему: диагностика и особенности ремонта
Если было обнаружено троение двигателя, стоит первым делом диагностировать авто. Это необходимо для того, чтобы найти корень всех проблем. В некоторых случаях достаточно самостоятельной проверки. Но иногда требуется помощь диагностированного специалиста. Например, в случае недостаточной компрессии.
Что делать при обнаружении неисправной работы двигателя:
- Определить неработающий цилиндр. Чтобы провести проверку, необходимо завести ДВС. Для этого потребуется завести машину, открыть капот, внимательно прислушаться к звукам. Далее следует поочередно отсоединять провода, идущие к свечам. В случае отключения рабочего цилиндра троение будет в несколько раз сильнее. При отключении рабочего звуки останутся теми же. Вместо проводов можно отключать фишки, которые регулируют подачу топливной массы к цилиндру. Если при отключении двигатель работает так же, это свидетельствует о дефекте цилиндра.
- Проверить высоковольтные провода и свечи. Чтобы выполнить проверку, необходимо отключить провода и внимательно их осмотреть. Если будет обнаружено повреждение изоляции, причина троения заключается именно в ней. Чтобы понять состояние высоковольтных проводов, необходимо найти центральную жилу и наконечник, который идет к свече. В норме жила должна плотно присоединяться к наконечнику. Если провода достаточно старые, то она будет окислена, что приведет к развитию высокого сопротивления. Это и приводит к появлению троения мотора. Может также произойти и полное прогорание жилы, в таком случае потребуется замена. Если в процессе проверки проводов проблема не обнаружилось, значит, причина троения кроется в неисправности свечей.
Замена свечей производится достаточно просто:
- Первым делом необходимо открыть капот, убрать загрязнения, если таковые имеются.
- Далее нужно убрать защитный кожух, при помощи которого водитель сможет добраться до свечей зажигания. Перед началом работы машина должна остыть. Нельзя выполнять процедуру при прогретом двигателе.
- Далее следует поочередно открутить свечи, параллельно убирая провода.
- Открытые поверхности нужно закрыть тряпкой, чтобы туда ничего не попало.
- После выкручивания свечей можно будет подсоединить высоковольтные провода.
- Теперь можно провести промывку мотора, а затем проверить, чтобы он функционировал без троения.
Если высоковольтные провода и свечи зажигания работают исправно, стоит приступить к диагностике модуля зажигания. Для этого следует завести мотор, поочередно убрать провода и послушать издающийся звук. Если в нем слышатся неполадки, то потребуется полностью заменить модуль. Проверку модуля зажигания лучше доверить мастерам так как это опасная процедура. При несоблюдении техники безопасности водителя может ударить током.
Если с модулем зажигания все в порядке, далее происходит проверка качества поступления воздуха в цилиндр. Если воздуха слишком мало, то такая ситуация и будет причиной троения мотора. Нередко такое происходит в результате разгерметизации. Также недостаток воздуха наблюдается при неисправности или забитости воздушного фильтра.
Следующий этап диагностики — проверка количества поступаемого топлива в бак. Для этого необходимо узнать давление в топливной системе. Делается это при помощи манометра. Его следует подсоединить к рампе форсунок.
Проверку выполняют в несколько этапов: на холостом ходу, на рабочих оборотах, в процессе заведения двигателя. Если в ходе диагностики было обнаружено недостаточное давление, это говорит о серьезных проблемах с топливной системой. Для устранения поломки потребуется осмотр авто мастером и качественный ремонт.
Еще один главный этап диагностики — проверка уровня компрессии в цилиндрах. Для этого необходимо воспользоваться компрессометром. Его присоединяют к деформированному фрагменту цилиндра, затем заводят транспортное средство, при этом обороты должны быть высокими. Если по ходу проверки было замечено снижение компрессии, это может говорить об износе поршня в цилиндре. Чтобы удостовериться в этом, придется полностью разобрать мотор. От компрессии зависит исправность работы цилиндров. Если она будет чрезмерно низкой, то мотор начнет неисправно работать. Низкая компрессия чаще всего случается в результате залегания уплотнительного кольца или из-за прогорания клапана.

Мнение водителей о троении мотора
Некоторые водители поделились мнением о том, что может приводить к троению двигателя:
- Владимир: “Ехал я как-то в соседний регион, по пути заправился на 25 литров, скорость была нормальная, где-то около 130 км/час. По дороге почувствовал какую-то вибрацию. Сразу понял, что двигатель троит. Думал, может бензин какой плохой залили. Доехал до пункта назначения. Залил другое топливо, но ничего особо не поменялось. Я сам в машинах нормально разбираюсь, решил свечи проверить. Осматривал машину и увидел, что с проводами тоже есть проблема, так как искра была слабой. Свечи вообще были в плохом состоянии. Я тщательно все прочистил и поставил обратно. Больше проблем со стороны двигателя не наблюдал”.
- Алексей: “У меня часто троил двигатель на холостых оборотах. Я обратился к другу автомеханику. Он и сказал, что как только наблюдаются подобные проблемы, необходимо проверять свечи и катушки. Чаще всего проблема идет именно отсюда. Конечно, троение может быть еще и из-за пригорания поршня, но в таком случае будет наблюдаться еще и дым. Так что теперь в случае троения двигателя я сразу проверяю свечи и при необходимости очищаю их или меняю”.
- Сергей: “В моем случае причиной троения оказалась ошибка мастера автосервиса. Оказывается, что он неправильно отрегулировал клапаны. Долго не мог понять, в чем причина троения, ведь машина вроде только из СТО. В итоге поехал в другой сервисный центр, там быстро нашли проблемы и исправили ее”.
Причина троения двигателя автомобиля бывает разной. Проблемы могут быть как незначительными, которые устраняются в течение нескольких минут, так и серьезными, требующими капитального ремонта транспортного средства. Если самостоятельно исправить проблему не получается, рекомендуется обратиться в сервисный центр, чтобы транспортное средство было тщательно осмотрено мастером.