
Катализатор или каталитический конвертер автомобиля — это система, работа которой направлена на очищение автомобильных отходов из выхлопной трубы в виде угарного газа, недогоревших углеводородов и оксидов азота путём дожига и восстановления до кислорода cоответственно. Устройство катализатора должно быть частью устройства каждого автомобиля и стоять на всех моделях, начиная с модификации Евро-2, где обязывалось помещение катализатора исключительно в коллекторе, а затем и в Евро-4, дополняемый 2-м аппаратом далее по выпускному тракту, так как он регулирует ядовитые выбросы в атмосферу.
Принцип действия катализатора
В условиях нашей страны катализатор авто выдерживает 70-110 тысяч км пробега, однако система может потребовать ремонта или замены и раньше из-за бензина низкого качества. Когда приходит пора заменить и удалить катализатор, вышедший из строя, возникает вопрос, вариантов решения которого несколько: приобрести новейший прибор, либо программно и физически удалить катализатор и установить пламегаситель. При необходимости избавиться от катализатора следует учитывать основания и признаки его неисправности, а также детали, на которые нужно обратить внимание. Они будут изложены далее.
Зачем удалять конвертер
Называют две основные причины для того, чтобы удалять катализатор из автомобиля:
1. Полное разрушение: катализатор забился, расплавился или повредился после наезда авто на препятствие или усиленной тряски. Так как в этой ситуации нет смысла тратить силы на то, чтобы почистить устройство, быстрее будет его вырезать и программно отключить от автомобиля.
2. Желание улучшить динамику катализатора и избежать возникновения возможных ошибок в системе, в особенности это касается поддержанных автомобилей с большим сроком службы. Это важно для автомобилистов, которые часто отправляются в дальние поездки или используют автомобиль в качестве рабочего вида транспорта.
Проверить исправность катализатора вне условий сервисного центра можно с помощью внешнего контроля на машине и внутреннего на просвет сразу после процесса удаления. Следует помнить, что не у каждой конструкции катализатора автомобиля есть возможность рассмотрения внутренних частей, к тому же, это по сути поможет дифференцировать не уровень износа, а примерную степень загрязнённости. Лучше обратиться в сервисный центр и пройти профессиональную и тщательную диагностику с помощью датчиков кислорода, опираясь на значения их показателей.

Однако удалять корректно работающий катализатор всё же категорически не рекомендуется. Как правило, сервисы, предлагающие бесплатно, иногда даже с доплатой разумного размера, избавиться от катализатора и прошить автомобиль, выполняют свою работу некачественно, причиняя вред сопутствующим элементам системы, а иногда выламывая катализатор из кожуха, при этом оставив собравшуюся пыль и осколки в выхлопной системе. Это может привести к серьёзным негативным последствиям для авто. Более того, из-за высокого содержания драгоценных металлов, вырезанный катализатор принесёт неплохую прибыль тому, кто сдал его в центр скупки драгоценных металлов.
Процедуру удаления должен осуществлять аккуратный и профессиональный мастер, чаще она будет обходиться в конкретно обозначенную цену. Правильно и грамотно она должна проводиться таким образом:
1. Демонтаж выпускного коллектора;
2. Резка металлического кожуха конвертера по заводскому шву;
3. Удаление конвертера и доскональная очистка коллектора и выхлопной системы от керамических осколков и образовавшейся пыли;
4. После проведённой процедуры корректная установка пламегасителя хорошего качества.
Причины неисправностей
Основной причиной повреждения катализатора автомобиля, до преодоления указанной выше цифры пробега, считается некачественный бензин. Такое топливо не успевает сгореть в цилиндрах, отчего сгорание заканчивается уже внутри устройства коллектора и катализатора авто. От этого возникают оплавления внутренней части механизма, которые затрудняют проход выхлопных газов, после чего может появиться необходимость вырезать конвертер.
Также выделяют некоторые другие причины возникновения неисправностей в катализаторе:
1. Механические повреждения катализатора и его внутреннего устройства по причине усиленной и продолжительной тряски автомобиля или наезда на препятствия на дороге;
2. Среда с факторами агрессивного воздействия, такие как резкие изменения температуры воздуха, дорожные реагенты и попадание воды;
3. Неоригинальный катализатор низкого качества;
4. Возникновение неисправностей зажигания и ДВС, в особенности, если от этого увеличивается количество продуктов деятельности мотора в отработанных газах;
5. Попадание и детонация топлива, либо гари, сажи и разнообразных примесей из ДВК в конвертер;
6. Продолжительная работа катализатора «на холостых».
Как определить забитость катализатора
Определить степень забитости механизма можно, основываясь на двух показателях кислородных датчиков или лямба-зондов. Первый располагается перед непосредственно банкой катализатора, а второй может стоять на выходе. ЭБУ относительно этих факторов формирует топливно-воздушную, чтобы улучшить сгорание токсичных элементов в «отработке».
В случае, если показатели 2-го лямбда-зонда разнятся с показателями 1-го, либо в одном из датчиков происходит поломка, на панели отображается значок ошибки Check Engine. При диагностике может быть выявлен ряд ошибок катализатора автомобиля:
1. Р0420–Р0424 — ряд неисправностей, который сообщает о пониженной эффективности конвертера (банк 1);
2. Р0425–Р0429 — ошибки измерителей температуры и кислородных датчиков (банк 1);
3. Р0430–Р0434 — пониженная эффективность катализатора (банк 2);
4. Р0435–Р0439 — ошибки датчиков по 2-му конвертеру.
Если в автомобиле появляется «чек» двигателя или появляются изложенные выше ошибки, то следует как можно скорее обратиться в сервисный центр или самостоятельно удалить катализатор. Однако, ещё до появления «чека» двигателя возможно обнаружить неисправности катализатора по некоторым характерным признакам, о которых каждый автомобилист должен знать: существенно снизилась мощность мотора, резко увеличился расход бензина по непонятным причинам, двигатель стал часто глохнуть по причине чрезмерного накопления выхлопных газов, снизились обороты на холостом ходу, а также появились странные нехарактерные звуки в выпускном тракте или глушителе.
Постоянное откладывание замены катализатора может приводить к возникновению трещин и надрывов труб в выпускном коллекторе из-за повышенного давления, возникающего по причине переизбытка «отработки», поэтому удаление катализатора следует производить вовремя и под присмотром профессионалов.

Что делать при неисправностях катализатора
Если конвертер забился, или его внутренние механизмы разрушились, и осколки попали в трубы, тогда есть только 2 возможных метода решения проблемы, которые нужно рассмотреть:
1. Приобрести новый аппарат
Следует помнить о том, что оригинальный конвертер — дорогостоящая вещь, так как он содержит в себе примеси таких драгоценных металлов, как платина и палладий. Стоимость некоторых моделей этого устройства может достигать до 70 000 рублей. Существуют универсальные катализаторы, на которые также можно произвести замену, однако срок службы подобных устройств гораздо меньше.
2. Вырезать и заменить пламегасителем
Удаление катализатора и замена его пламегасителем — это наиболее распространённый и простой способ. У него есть свои плюсы и минусы, однако невысокая стоимость пламегасителя покрывает этот изъян и, несомненно, привлекает особое внимание. В такой ситуации можно удалять конвертер и устанавливать обманку или же отключать в прошивке ЭБУ.
Использование обманки
Такие аппараты-обманки подразделяются на аппараты механического и электронного действия, остаётся вопрос в выборе конкретного типа механизма.
Механическое устройство встраивается в систему автомобиля вместе с измерителем кислорода и представляет подобие катализатора, через который выходят выхлопные газы. Внутри обманки они проходят процесс очистки, за счёт чего электронный управляющий блок получает заниженные показатели токсичных выбросов. Несмотря на простоту монтажа, такой вид обманки может подойти не для любых моделей автомобилей. Как правило, такое устройство служит 20 тысяч км пробега.
Электронные обманки имеют более сложное устройство, поэтому они способны выполнять больший набор задач. По сути, они являются полноценным эмулятором сигналов датчика с микроконтроллером. Такое устройство проходит специальный этап программирования под определённую марку автомобиля, объём и год выпуска — поэтому цена на электронные обманки выше, чем на механические. Их действие направлено на нормализацию значений реального «кислородника», либо на обмен информацией с 1-м измерителем. Подсоединяют аппарат к проводам, через которые значения регулируются и нормируются до допустимых. Главное преимущество электронной обманки — возможность её изготовления практически на любую модель автомобиля, однако подобная универсальность имеет и множество минусов. Например, при изготовлении нет возможности учитывать режимы работы мотора, что может спровоцировать его некорректную работу, а также из-за особенностей электроники могут возникать некоторые проблемы с эмулятором.
Чип-тюнинг и программное отсоединение конвертера
Перепрошивка ЭБУ или чип-тюнинг — это процесс замены заводской программы управляющего блока на изменённую улучшенную модификацию. Для демонтажа катализатора программным методом необходимо отсоединить контроль аппарата по измерителям кислорода в заводской прошивке, затем откорректировать топливные карты и моментные модели. В прошивке версии Евро-2 отключается 2-й кислородный датчик, тем самым позволяя избавиться от заднего конвертера (банк 2), а вот в модификации Евро-0 отключается 1-й, отчего возможно удаление конвертера в коллекторе (банк 1).
Необходимо помнить, что отсоединение катализатора в ЭБУ при демонтаже — это обязательный шаг, который ни в коем случае нельзя пропускать. Он исключает появление возможных сбоев и настраивает мотор на продолжительную корректную работу. На место конвертера чаще ставится пламегаситель или стронгер, а любителям добавочного тюнинга выпускной системы можно установить паука.
Ещё одной положительной характеристикой и безусловным преимуществом чип-тюнинга является улучшение реагирования педали газа, увеличение мощности двигателя и крутящего момента. Таким образом, одновременно происходит экономия средств при замене аппарата и улучшение показателей эффективности автомобиля, что не может не радоваться каждого автомобилиста.

Преимущества и недостатки удаления конвертера
Преимущества удаления катализатора состоят в следующем:
1. Экономия денежных средств на покупке нового аппарата;
2. Улучшение показателей эффективности;
3. Нормализация расхода бензина;
4. При дополнительной мощностной перепрошивке ЭБУ увеличивается производительность;
5. Полное исключение возможных сбоев и ошибок.
Несмотря на очевидные и привлекательные достоинства, есть некоторые недостатки в удалении такой важной составляющей автомобиля. Среди них повышение токсичности выхлопа, тем самым происходит переход на стандарт Е2, что не понравится сторонникам экологических движений, повышенная задымлённость из выхлопной трубы во время прогрева-старта автомобиля, при этом в движении степень задымлённости останется прежней, и изменение звука выхлопа — он станет громче, правда, этот минус можно откорректировать установкой пламегасителя.