
На российском авторынке набирает популярность альтернатива автоматической коробке передач – вариатор, или же CVT. У автовладельцев уже успели сложиться мнения об этом нововведении, и не все из них положительные. Из-за этого раздела на два лагеря возникает вопрос: стоит ли брать машину с вариатором, или же отдать предпочтение АКПП?
Отличительные особенности CVT
Эта аббревиатура означает Continuously Variable Transmission, что специалисты в области автомеханики перевели как “бесступенчатая трансмиссия”. В этом названии и заключается принцип работы вариаторного устройства. Передачи меняются моментально, без постепенного повышения или понижения скоростей.
Главное преимущество CVT над АКПП – это стабильность нагрузки на двигатель. Благодаря особенностям работы снижается расход топлива, облегчается вождение. Однако у вариатора есть и минусы, о которых тоже необходимо знать.
Принцип работы
Первые типы бесступенчатой КПП представляли собой простой механизм. Промежуточное звено передавало вращение между двумя узлами. Сам ремень держался на двух шкивах. Официальное название такой системы – “клиноременный вариатор”. Работа механизма непрерывна, изменению оборотов служило ослабление или натяжение ремня.
В наше время эластичный ремень заменён на металлические пластины, скреплённые между собой. Материалом шкивов также послужил металл повышенной прочности. Ведущий элемент вариатора прикреплён к двигателю, а ведомый – к колёсам.
Чем выше скорость транспортного средства, тем больше диаметр ведущего шкива. Управление механизмом ведёт электроника, оперирующая за счёт датчиков, считывающих информацию с отдельных механизмов автомобиля.

Строение вариаторной КПП
Описанные выше элементы – только основа CVT. Коробка передач работает благодаря и другим элементам. Один из них – гидротрансформатор. Он разделяет КПП и двигатель, передаёт энергию с коленчатого вала до шкива. Планетарный редуктор передаёт усилие на вторичный вал, начиная движение.
Датчики электроники расположены в тех местах, с которых нужно считывать информацию для корректной работы вариатора. К этим данным относятся:
- Скорость вращения валов;
- Температура моторного масла;
- Положение селектора;
- Положение педали газа;
- Нагрузка на движок;
- Скорость транспортного средства.
Роль масла в работе механизма
Рабочая жидкость отвечает за движение дисков. Оно происходит благодаря давлению. Однако ведомый шкив работает благодаря механической энергии самого трансмиссионного агрегата.
Для корректного функционирования CVT требуется специальное масло, разработанное для трансмиссии этого типа. Отличием от остальных жидкостей является сниженная сила трения. Предельная температура вариаторного масла равна +70℃. Показатели выше этой отметки оказывают негативное влияние на КПП.
Во избежание поломок, требуется своевременная замена масла в вариаторе. Его недостаток приведёт к проскальзыванию ремня. Грязная жидкость ухудшает состояние бесступенчатого механизма в целом, поэтому необходимо регулярно заливать чистую.
Виды вариаторов
Описанная выше модель конструкции на данный момент самая распространённая, однако разработаны и другие варианты CVT. Одним из таких является тороидальный.
Его шкивы представляют собой конусы, основание которых напоминает диски. Ремень же заменён на ролики, расположенные промеж вращающихся деталей. Они контролируют трансмиссию: чем выше ролики, тем больше передача. Механизм работает благодаря генерируемой силе трения. Каждый элемент работает синхронно друг с другом.
Преимущество этой вариаторной системы над ременной – надёжность. Уменьшенное количество элементов и специфическая модель работы понижают вероятность поломки. Однако если она всё-таки произошла, то придётся доставлять автомобиль в автосервис и менять весь механизм, отремонтировать его не получится.
В отличие от тороидальной КПП, цепная не имеет больших отличий от концепта классического вариатора. В ней ремень представляет собой крепкую цепь, способную выдержать большие нагрузки. Поэтому такая CVT встречается в основном в грузовых машинах. Более широкого применения не нашла из-за повышенной стоимости производства и большого шума работы.
Вариаторы в наше время
CVT часто встречаются в машинах немецких и японских концернов. Крупнейшие производители вариаторов и компонентов для них – LuK, ZF, Aisin. Они поставляют продукцию лидирующим автомобильным компаниям. Но у некоторых предприятий есть и собственные модели вариаторов, созданные и настроенные для конкретных моделей автотранспорта.
Оригинальные варианты CVT перестали быть редкостью и сейчас они присутствуют у ряда компаний. Наиболее интересная история разработки вариаторных технологий имеется у следующих концернов:
- Subaru;
- Audi;
- Nissan.

Вариаторы Subaru
Концерн Subaru решил развить заброшенную модель вариаторов ECVT. Первые модели были модернизированы и соответствуют всем современным требованиям. Японские инженеры повысили долговечность неожиданно простым методом – они всего лишь изменили диаметр ведущего шкива.
После этого, Subaru продолжили развивать вариаторы, но эти попытки были менее успешны. Для своей новинки Justy разработана полностью электрическая вариаторная трансмиссия без возможности ручного управления. Последующая разработка iCVT выдавала слишком низкие показатели для применения с мощными двигателями, поэтому быстро была забыта.
Вариаторы Subaru надёжны и долговечны. Изменения в диаметрах шкивов снизили напряжение и трение, минимизировали риск деформации. Продвинутая система электрического управления облегчает вождение, делает его плавным, устойчивым и легко контролируемым.
Экономия топлива до 8% — самое привлекательное достижение технологий Subaru Lineartronic. Замена масла в вариаторе этого типа также требуется реже. Однако водителям, предпочитающим скоростную и агрессивную езду, брать машины с этой системой не рекомендуется. Несмотря на всю свою надёжность, для такого вождения эта CVT не предназначена и приведёт к изнашиванию.
Вариаторы Audi
Особенности CVT этого производителя – специальная технология виртуальных передач. Она больше похожа на механику, нежели на АКПП. Электронное управление включается при выборе спортивного режима, в остальное время режим передачи устанавливается вручную.
В механизме используется укреплённая цепь со звеньями из пластин разных размеров. Это уменьшает громкость работы вариатора. Гидроцилиндры крепко сжимают шкивы для предотвращения проскальзывания. Многодисковый тип системы сцепления обеспечивает плавное движение.
Особенности механизма позволяли выбирать скорость заднего движения. Были усовершенствованы электрические компоненты, которые уже не так часто давали сбой, по сравнению со своими предшественниками. Но всё же несовершенства у вариатора Multitronic присутствовали, и Audi больше не использует его в новых авто.
Вариаторы Nissan
Этот концерн поставил перед собой прежде всего избавиться от проблем вариаторной КПП, и только затем заниматься наработками. За основу бралась распространённая клиноременная система.
В моделях X-tronic применяются тонкие шкивы и ремни с низкой гибкостью. Сниженное давление понижает шанс поломок и сбоев, а малое трение ремня вариатора меньше влияет на эффективность работы двигателя. Владельцы автомобилей, оснащённых CVT X-tronic, отмечают тихую и комфортную езду.
Эта модель вариаторов сочетается с мощными двигателями. Не обделена вниманием и электроника. Её конфигурация даёт возможность трансмиссии на лету адаптироваться под меняющиеся дорожные условия. Эксперты предугадывают высокие перспективы для вариаторов X-tronic, если Nissan не забросит этот концепт.
Однако при всех плюсах, замечаются сложности при езде по заснеженной или грязной местности. А если возникнет поломка, восстановление работоспособности автомобиля потребует больших средств.
Методы различения вариатора и АКПП
Новые модели КПП схожи друг с другом, даже если они отличаются принципом действия. Поэтому отличить вариатор от автоматической коробки передач по внешнему виду вызовет затруднения у среднестатистического автовладельца. Гораздо легче будет ознакомиться с письменной информацией о марке автомобиля.
Сделать это можно посмотрев информацию о транспортном средстве в Интернете. Каждая крупная автомобильная компания имеет собственный сайт. На нём предоставлен полный перечень информации о конкретной марке авто. Даже если таких данных нет у концерна, их можно найти и в других местах.
Если же с методом интернет-поиска возникли затруднения, на помощь придёт документация транспортного средства. Инструкция по эксплуатации содержит необходимую информацию.
Последний возможный метод – характеристики на подкапотной табличке. Разобраться с ними может продавец-консультант. Нужно предоставить ему информацию с таблички, а уже по ним будет проходить выбор нужных деталей. Последним вариантом будет считывание деталей о транспортном средстве на корпусе. Это поможет сделать автомеханик.
Преимущества и недостатки вариаторов
CVT-трансмиссия разрабатывалась для экономии топлива и комфортности езды. Особенности устройства максимизируют работу двигателя, добиваясь высокого крутящего момента и соответствующих оборотов. Комфорт обеспечивается плавностью перемещения. Водитель даже не заметит момент, когда изменилась скорость, тем самым сохраняя приятные ощущения при езде.
Вариаторы достигают разгона в кратчайшие сроки. При этом стоя в пробках или на светофоре, автомобиль не будет непроизвольно глохнуть. Движение вверх по наклонной происходит без замедлений. Но часть автовладельцев негативно отзывается о вариаторах.
CVT не терпит нарушений правил эксплуатации. При несоответствующем вождении скоропостижный выход агрегата из строя гарантирован. Категорически запрещено водить агрессивно и подвергать машину нагрузкам. От водителя требуется полная аккуратность.

Замена масла в вариаторе проводится только специальной рабочей жидкостью, а цена его немаленькая. Помимо этого, после повышения пробега на 30 000 километров нужна замена фильтров. Их, как и другие запчасти вариаторной коробки передач, проблематично найти.
Установлены ограничения на мощность двигателя. Агрегат, превышающий 220 лошадиных сил, несовместим с вариаторами. Спорткары тоже обделены возможностью использования CVT – большая скорость приводит вариаторную КПП в негодность.
Буксировка также ограничена. Водителям нельзя надеяться на дружескую помощь при перемещении обездвиженного ТС с вариатором. Для этого придётся вызывать эвакуатор.
Вывод и мнение экспертов
Тема превосходства вариаторов над АККП — вечный повод для споров между автовладельцами. Частый аргумент в пользу CVT-устройств – это экономичность. Во всех типах этой трансмиссии присутствует экономия топлива. Пониженные нагрузки также снижают расходы денежных средств на автомобиль. Контраргументом выступают высокие цены на масло и необходимость в частом и дорогом техобслуживании вариаторов.
Тема ремонтирования гидротрансформаторов больная для владельцев автомобилей с CVT-трансмиссией. Да и с другими запчастями не лучше: либо их нет в наличии, либо требуется полная замена механизма Вариаторы не выдерживают пробега больше чем на 200 тысяч километров. Найти авторемонтника, способного обслужить вариатор, тоже бывает сложно.
Рассмотрев все особенности вариаторной передачи можно прийти к выводу, что она уступает АКПП как со стороны надёжности, так и со стороны финансов. Только современные модели Lineartronic и X-tronic способны оказать им конкуренцию благодаря долговечности и улучшенной экономии топлива.
Если сравнивать CVT с автоматикой, вторая проигрывает по четырём пунктам:
- Торможение и набор скорости сопровождается рывками. Однако на современных моделях это менее ощущаемо;
- Расход горючего больше из-за низкого КПД;
- Динамика вариатора превосходит динамику автоматичкой коробки передач;
- Моторного масло потребуется в среднем 8 литров, когда CVT потребляет в среднем 6 литров.
В заключении нужно сказать, что фактор личных предпочтений тоже играет роль. Аккуратные водители, предпочитающие комфортные поездки преимущественно по городской местности и готовые вложиться в дорогостоящие компоненты, могут отдать предпочтение вариаторам. Тем, кто к таким не относятся, лучше придерживаться АКПП.
Езжу на вариаторе более 3 лет, довольна в целом.