
Нормальный температурный режим автомобильного двигателя поддерживается с помощью охлаждающей жидкости, циркулирующей по системе. Водители не так уж редко сталкиваются с проблемой ее утечки. Необходимо принятие мер, потому что подобные обстоятельства влекут увеличение расхода топлива. А также функционирование самого двигателя оказывается под угрозой. Для ситуации утечки антифриза причин может быть несколько. Иногда это видимые проявления. Тогда не столь трудно обнаружить место повреждения системы. В других случаях требуется тщательный осмотр. Рассмотрим, как найти, предотвратить утечки, что необходимо предпринять.
Как определить утечку, признаки
Иногда система охлаждения двигателя начинает подтекать, в результате чего теряет способность полноценно отводить тепло. При этом важно, куда будет уходить антифриз. Он протекает не только наружу, но также может попасть внутрь мотора. На возникновение подобной проблемы, связанной с утечками, указывают следующие признаки.
- Под автомобилем обнаруживаются пятна — антифриз вытек.
- В салоне намокает пол, причем вытекшая жидкость маслянистая на ощупь.
- В расширительном бачке падает уровень жидкости.
- Неудовлетворительно работает отопление в салоне, наблюдается недостаточный нагрев воздуха.
- Двигатель часто перегревается.
- Из-под крышки расширительного бачка идет пар.
- В салоне чувствуется запах антифриза.
- В расширительном бачке — пена.
- Из выхлопной трубы идет белый дым.
То, что температурный индикатор показывает критический уровень нагрева двигателя, косвенно может указывать на наличие течи системы охлаждения. Но в ряде случаев это следствие нарушений работы водяного насоса. Или попадания воздуха в охлаждающую систему. Потому в первую очередь необходимо провести обследование автомобиля. При обнаружении вышеизложенных признаков надо позаботиться о принятии мер против утечки антифриза.

Причины утечки
Элементы системы охлаждения — узлы и соединительные патрубки. Нарушение герметичности того или иного участка влечет утечку антифриза. Причиной может выступать один из следующих факторов.
- Износ деталей, повреждение структуры элементов.
- Плохая сборка после ремонта.
- Результат внешних механических воздействий.
- Неправильная эксплуатация, тяжелые ее условия.
- Другое.
Один из основных показателей — большая скорость снижения уровня охлаждающей жидкости. Летом из состава постоянно испаряется вода. Достаточно лишь восполнить ее количество для компенсации уровня. В зимнее время быстрое уменьшение объема потребует осмотра транспортного средства с целью выявления причин и мест утечки. Система может разгерметизироваться из-за трещин на патрубках и в расширительном бачке, повреждений металлических узлов, утрате эластичности прокладок на крышке.
Важно! Проверку системы следует производить только после остывания мотора. Иначе можно нанести себе ожоги в процессе работы.
Возможные места утечек
В ряде случаев протечки патрубков, радиатора или иных элементов охлаждающей системы выявляются в процессе первичного осмотра. К примеру, это образование пятен на месте, где есть течь, капает жидкость. Но не всегда визуальный контроль способен обнаружить точки и области разгерметизации. Тогда необходима последовательная проверка узлов и соединений контура охлаждающей системы.
1. Радиатор претерпевает значительные температурные перепады. Это приводит к процессам, влекущим «усталость» материала. На поверхности основного теплообменника появляются микроскопические трещины. Корпус радиатора контактирует с жидкой средой, поэтому подвергается коррозии. Также вероятны механические повреждающие воздействия. В ходе движения автомобиля возможны удары от камней. Каждый из дефектов может выступать причиной утечки охлаждающей жидкости. На корпусе транспортного средства или под ним нетрудно заметить лужи или подтеки.
2. В расширительном бачке утечки возможны из-под крышки, из-за образовавшихся на корпусе трещинок и щелей. В ряде случаев визуальный осмотр бачка не дает результата, но заявляет о себе знать маслянистая или мокрая поверхность. Это значит, что трещины микроскопические, незаметные для невооруженного глаза. При отсутствии полной уверенности, что неисправности касаются бачка, машину диагностируют в сервисном центре.
3. Места соединений проверяют на герметичность простым методом. Нужно положить лист бумаги под автомобиль на стоянке. При обнаружении пятен от антифриза производят осмотр шлангов и патрубков, а также их соединений с узлами. Проверке подлежит и уплотнение термостата. Из-под его прокладки или из-за нарушения структуры корпуса тоже может протечь охлаждающая жидкость.
4. Резиновые патрубки постоянно подвергаются перепадам температур. От этого возникают микроповреждения, а впоследствии деталь растрескивается. Подобный дефект не вызывает значительной утечки системы, имеет место медленное просачивание. Деталь необходимо не только осматривать, но и прощупывать. При осуществлении визуального контроля поможет зеркало, используемое в участках с трудным доступом. Иногда причиной является плохое затягивание хомута в месте контакта со штуцером.
5. Помпа или насос довольно часто бывает областью утечки антифриза. Жидкость теряется из-за утраты герметичности сальникового уплотнителя. Обнаруживается стекание по штоку насоса и разбрызгивание на окружающие части.
Радиатор отопления выступает зоной просачивания антифриза, если в салоне постоянно присутствует его запах. Также проблеме сопутствует значительное запотевание ветровых окон. Сильные утечки сопровождаются появлением пятен на полу у переднего пассажирского места.
Как обнаружить место утечки
Установить область или точку протекания позволяют различные способы. Это осмотр, применение приспособлений, использование добавок к охлаждающей жидкости (ОЖ). Контроль проводят сначала визуально, осуществляя ремонт сразу после обнаружения. Но не всегда данный метод имеет успех. Детали современного автомобиля располагаются весьма компактно. Тогда прибегают к вспомогательным средствам. Рассмотрим их подробно.
1. Флуоресцентная добавка к охлаждающей жидкости помогает быстро найти протекание и тут же устранить его. Состав, который реализуют рынки, автомагазины, добавляют в антифриз. Затем используют индикаторную ультрафиолетовую лампу. Скрытая протечка или небольшие вытекания становятся видны. Способ применяют, если обычный визуальный осмотр не дает результата.
2. Оборудование в виде насоса с манометром способно проверить расширительный бачок на целостность. Деталь демонтируют и подвергают давлению 1 атм изнутри. При стабильных показаниях прибора на протяжении длительного периода зону бачка считают свободной от протечек. Тогда поиски переносят к другому месту. Так же диагностируют клапан, настроенный в современных авто на 2 атм и более. Место протекания может быстро проявиться, если в системе создать избыточное давление.

Как устраняются неисправности
1. Подтекания, связанные с дефектами радиатора, иногда случаются в дороге. Тогда выявленная поломка может быть устранена посредством применения герметика. Данный материал создан для аварийных и экстренных ситуаций. Службы автосервиса производят ремонт методами пайки и сварки. При наличии глубоких повреждений предпринимают замену теплообменника.
2. В случае наличия микроскопических трещин в расширительном бачке, ведущих к намоканию его поверхностей, корпус или крышку обновляют путем замены. При отсутствии уверенности в правильном обнаружении зоны повреждений машину отправляют в мастерскую на диагностику.
3. При повреждениях в шлангах, патрубках или местах их соединений с узлами производят полную замену частей, у которых нарушена герметичность.
4. Поврежденный резиновый патрубок подлежит замене. Зачастую нужно лишь лучше затянуть хомут в месте соединения со штуцером.
5. При поломке помпы лучше немедленно отдать автомобиль в сервисный центр. Мастерская произведет диагностику и заменит насос. Поторопиться следует потому, что данная неисправность влечет более значительные проблемы.
Иногда убывание антифриза в системе начинает наблюдаться в результате очистки специальными средствами внутренних поверхностей. Тогда трещина, затянутая ржавчиной или накипью, открывается после удаления загрязнения очистителем. Есть специальные присадки, добавляемые в антифриз, устраняющие протекания. Они помогают решить данную проблему.
Какие утечки сложно определить путем осмотра
Ряд неисправностей приводит к течи антифриза не наружу, а во внутренние узлы. Поражается блок цилиндров и его головка. Косвенно на проблему указывают следующие признаки.
- Изменение цвета масла при проверке от чрезмерно светлого до слишком темного по оттенкам.
- Белая окраска выхлопных газов. Часто у них запах антифриза, внешнее сходство с паром.
- Медленно, но постоянно понижается уровень ОЖ. Весьма возможно, что тосол (разновидность антифриза или ОЖ) начинает уходить в блок цилиндров (БЦ).
- Мокрое или маслянистое состояние свечей зажигания. Чувствуется запах антифриза.
В ситуации, когда вытек антифриз, причины могут быть различные. Наиболее частыми из них при наличии течи в БЦ являются следующие.
1. Прогорела прокладка головки БЦ, обеспечивающая герметичность при разделении камеры сгорания и путей охлаждения. Причиной пробоя выступает:
- излишний нагрев двигателя;
- неправильное закручивание болтов головки БЦ;
- неверно выполненная настройка двигателя (тюнинг);
- низкое качество бензина, являющееся причиной детонации.
Чтобы восстановить герметичность, нужно делать замену прокладки головки БЦ. Проблема и ее устранение не потребует больших затрат, особенно у отечественных марок. Наиболее сложным будет снятие головки и возвращение на место. При ее деформации деталь тоже придется менять.
2. Линейные дефекты головки БЦ, допускающие течь. Наличие неровностей плоскости прилегания создает проблему просачивания тосола (отечественный антифриз) или ОЖ. При этом делать визуальный осмотр бесполезно, но можно выявить неровности постановкой линейки на проблемную плоскость ребром. Устранение дефекта производится в мастерской методом шлифовки.
В блоке цилиндра или головке есть трещины — весьма значительная проблема. Подобный дефект в путях смазки и охлаждения может обусловить течь в цилиндры двигателя. Там жидкость для охлаждения (ОЖ) перемешивается с моторным маслом. Уровень и количество антифриза в системе снижается. Масло для смазки ухудшается по качеству и свойствам. Устранять трещины, образовавшиеся в корпусе БЦ или головке, придется методом сварки. Это должны делать квалифицированные специалисты, имеющие соответствующее оборудование. БЦ меняют полностью, если проблема его повреждений значительная, элемент не подлежит ремонту.
Как слить антифриз при ремонте
На время замены неисправных деталей в системе охлаждения двигателя необходимо слить ОЖ. При этом действуют по следующим этапам.
- Выключить мотор и дождаться его остывания во избежание ожога паром.
- Открыть крышку.
- Убрать нижнюю облицовку.
- Поставить под двигатель емкость для ОЖ.
- Убрать нижний шланг радиатора.
В четырехцилиндровом моторе потребуется снятие толстого и тонкого шлангов. В шестицилиндровом необходимо открутить пробку и слить антифриз. Тосол весьма токсичен, поэтому его нельзя выливать в канализацию. Нужно утилизировать его путем сдачи.

Заключение, советы
Бывает, что автомобилистом обнаружена проблема, а именно: в системе охлаждения двигателя имеется течь, но трудно найти причину. Тогда лучше обратиться к специалистам сервисного обслуживания. Они профессионально проведут диагностику. Лишь после тщательной проверки системы охлаждения обнаруженные утечки будут устранять. При этом производится ремонт или замена элемента.
Проблема решится намного проще, если добавлять в жидкости для охлаждения пигменты с флуоресцентными свойствами. А также не доливать воду к ОЖ двигателя на протяжении холодного сезона. Иначе основной состав снизится по концентрации, жидкость может замерзнуть. Ситуация возникновения протечки подлежит скорейшему исправлению. Ведь подобные неисправности приводят к поломке мотора.