
Размытый асфальт, ямы, колдобины – все это нагружает ходовую часть автомобиля. Определенный уровень наклона осей колёс по отношению друг к другу и плоскости обеспечивает устойчивость и управляемость ТС. А езда по разбитым дорогам ведёт к изменению угла, установленного заводом-производителем.
Развал-схождение: понятие и основные задачи
Развал определяет ровно ли стоит колесо и есть ли наклон. Отрицательный развал определяется наклоном колёс друг к другу, если они наклонены наружу, то развал положительный. При этом отсутствие минусового развала говорит о том, что дороги будет касаться только внешняя часть колеса. Значит, велика вероятность стирания шин и снижения сцепления с поверхностью.
Не существует «универсального» для всех машин угла. Основная задача – достичь нулевого показателя. В легковых автомобилях к нему приводит перпендикулярность колёс по отношению к дороге. В грузовых машинах устанавливают положительный развал, а нулевое положение достигается массой груза.
Регулировка позволяет увеличить срок эксплуатации покрышек машины. Правильный угол балансирует автомобиль, повышает уровень безопасного вождения.
Функция развала – снижать уровень отдачи на руль движения управляемых колёс и вибрации в случае наезда на рельеф дороги. То есть, при правильной регулировке биение гасится упругостью шин.
Схождение – угол между колесом и осью рулевой тяги. Если колеса с положительным схождением, они наклонены друг к другу, а если наружу, то значение отрицательное. При параллельном расположении образуется нулевой показатель.
Положительное схождение обеспечивает автомобилю стабильность при быстрой езде, но и снижает уровень поворотливости – при вращении рулевого колеса ТС «уходит» за траекторию. При отрицательном схождении поворотные маневры проводить проще, колеса более податливы рулевому колесу, но машина начинает «рыскать» при нажатии на педаль газа и переключении передачи.
Схождение необходимо производить правильно, так как даже минимальное несоответствие может стать источником:
- Стремительного стирания шин;
- подруливания из-за ухода с траектории;
- рывков при увеличении и снижении скорости;
- сложностей при поворотах.
Оптимальное схождение устанавливается производителем. Часто, допустимый уровень — < 30′.

Что такое «кастер» и на что он влияет?
Кастер образует угол между боковой вертикалью и осью поворота колеса.. Он определяет возможность самоустановки колёс и лёгкость управления ТС. Кастер может обеспечить более стабильное движение авто, делает его менее чувствительным к неровным участкам дороги.
Кастер положительный, если стойка отклонена назад. При отрицательном значении кастера наблюдается отклонение вперёд. При нулевом показателе колесо симметрично крылу и бампер. При нулевом кастере колесо расположено посередине арки симметрично крылу и бамперу.

Слегка увеличенный показатель кастера делает руль чувствительным. Если превышение показателей большое, то управление становится тяжёлым, а ось колеса наносит вред подвеске и раме машины.
Кастер взаимосвязан с сход-развалом, так как угол наклона колеса определяется наклоном стойки. Именно по этому мастера начинают регулировку с настройки показателей кастера.
Какими должны быть углы установки колёс?
Единого мнения параметров установки нет. Рекомендуемые параметры устанавливаются производителем автомобиля. Часто мастера руководствуются исключительно своим опытом.
Кастер рекомендуется устанавливать слегка положительном значении (до 60 минут). С таким показателем руль будет сам вернётся в исходное положение, машина не потеряет траекторию при езде прямо. При нулевом значении управление станет гораздо тяжелее.
Инженеры советуют устанавливать нулевое или слегка отрицательное значение для легковых автомобилей. Направление колёс – ровное или с небольшим наклоном нижней частью к внешней стороне. Но при отрицательном показателе увеличивается скорость износа протектора шин, может наблюдаться нестабильность при разгоне и снижении скорости на прямой траектории. Поэтому максимальное отрицательное значения – 0,5 градусов, а положительное – 4,5 градуса.

На каждом автомобиле свой угол. Это зависит от ряда факторов. Автомобили с более жесткой амортизацией подвески иногда имеют положительный развал. Это делает подвеску мягче, а углы под нагрузкой становятся нестабильными. Машины с мягкой подвеской часто обладают отрицательный развал, чтобы при повороте углы не уходили.
Чтобы во время поворотов ТС было более стабильно, а соприкосновения с поверхностью плотнее, производители стали придерживаться отрицательных показателей угла. При таком развале проще «входить» в повороты на высоких скоростях. Однако, износ дорожек протектора гораздо сильнее, чем при нулевых показателей.
Отличие развала в разных моделях автомобиля зависит от вида подвески, мягкости амортизации, размера шин и т.д. Но развал нельзя настроить на многих машинах последних лет выпуска. Поэтому процедура регулировки УКК сводится только к настройке схождения.
Зачем делать развал-схождение?
Развал-схождение нужно производить для комфортного вождения. Устойчивое прямолинейное движение достигается именно правильным углом расположения колёс по отношению к дороге и оси рулевой тяги. Снижается износ шин, топливо расходуется медленнее.
При верной регулировке повышается уровень безопасности передвижения : снижается вероятность заносов и опрокидываний. На скользкой и влажной дороге ТС с нарушением углов может терять траекторию, водителю приходится применять усилие, чтобы ровно удержать руль. Последствием может стать выезд на встречную полосу и лобовое столкновение.
Износ шин и сход-развал
Неправильные углы воздействуют на износ покрышек. Из-за этого их срок эксплуатации значительно снижается. Уже через 1000 км сотрутся дорожки протектора, а спустя 2000 км пробега от протектора не останется и следа. Поэтому необходимо следить за сход-развалом.
- Угол наклона колёс ведёт к неравномерности износа шин. По тому, какая часть протектора стерта, можно судить о сбитых настройках подвески.
- Из-за неправильного развала стираются части шины. Если износ интенсивнее на внешней части, то развал >0°. Если изнашиваются внутренние части протекторов, то развал <0°.
- Сбитые настройки схождения углов могут повлечь за собой появление заусенцев на шинах, а протектор стирается неравномерно.

Чтобы увеличить срок службы шин, необходимо регулярно следить за техническим состоянием автомобиля.
Периодичность процедуры
Как только водитель почувствует, что авто «тянет» в другую сторону, нарушается траектория и сложно «войти» в поворот, необходимо сделать развал-схождение. Процедура проводится и в момент смены летней резины на зимнюю. Особенно, если степень износа и размер покрышек отличаются.
Регулировка обязательна после:
- ДТП;
- наезда на неровность на большой скорости;
- ремонтных работ элементов подвески, влияющих на её геометрию;
- технических работ по ремонту элементов рулевой тяги.
Эти факторы могут стать причиной смещения элементов подвески, значит сбить показатели кастера, схождения и развала.
После работ, направленных на обслуживание рулевого управления и подвески необходимо проверить сход-развал и отрегулировать его. Особенно, если замечено изменение в движении.
Производители рекомендуют производить развал-схождение каждые 20 тыс.км пробега. Но автомастера проводят диагностику и настройку показателей после каждой сезонной смены покрышек: не придётся лишний раз обращаться в СТО.
Что будет, если не регулировать развал-схождение?
При неправильно выставленных углах автомобиль будет менее управляем, он перестанет держать курс при движении и уходить в сторону. Возможны заносы, изменение траектории. Отсюда высока вероятность не справиться с управлением и вылететь в кювет или на встречку.

Если параметры УУК выставлены неверно, автомобиль начнёт “рыскать”, руль не будет возвращаться в изначальное положение. Если на какой-то оси нарушены углы, то покрышки будут быстро стираться. Если вовремя не обратиться в СТО и не провести развал-схождение, то через 2 тыс. км они придут в негодность.
Подготовка к регулировке
Перед началом настройки УУК необходимо провести диагностику ходовой:
- оценить состояние подшипников и проверить на наличие люфта;
- проверить на наличие деформация и износа тяги, рулевые наконечники, колёсные диски;
- осмотреть пружины подвески и сайлентблоки;
- оценить ход рулевого колеса;
- проверить давление в шинах.
Багажник автомобиля должен быть свободным, чтобы регулировка была корректной. В грузовых авто развал устанавливается с учётом последующих больших нагрузок на колеса.
Оборудование
Отрегулировать УУК возможно в гаражных условиях. Для этого необходимо иметь отвес, линейку и транспортир. Но этот вариант подойдёт после замены шаровых и для автомобилистов, имеющих опыт в ремонте авто. Для качественного проведения процедуры лучше обратиться в сервисный центр.

В СТО имеется профессиональное оборудование: стенды, регулировочные комплексы. Лазерное оборудование наиболее точно регулирует показатели, в отличие от оптических стендов. Оно встречается во многих СТО. Здесь данные о постановке колёс через провода выводятся на монитор компьютера, в котором сохранены исходные данные для большинства моделей автомобилей.
Компьютерный комплекс полностью беспроводной. Для диагностики на колеса ставят датчики, определяющие угол при прокручивании. Это более долгий, но точный процесс.
3D-стенды – оборудование нового поколения для регулировки углов. На колеса устанавливают насадки, с которыми машинами проезжает несколько метров вперёд и назад. Камеры считывают показатели и сравнивают их с номинальными. На монитор выводятся параметры с рекомендациями для регулирования. Такое оборудование отличается высокой точностью измерения и настройки.

Самостоятельная регулировка
Работу по регулированию сход-развала необходимо проводить на ровной поверхности. Желательно наличие подъёмника или смотровой ямы.
Сначала необходимо определить точность начальных показателей. Для этого нужно повернуть руль до упора вправо и сделать отметку посередине рулевого колеса. Тоже самое сделать при повороте влево. Вращая, необходимо посчитать количество оборотов и поделить напополам. Выкручивая его в обратное сторону, руль должен стать в привычное изначально положение. Если этого не произошло, требуется отрегулировать рулевую рейку. После этого сход-развал может быть настроен.
Сход-развал не помог. Что делать?
Чтобы процедура регулировки была результативной, а процесс вождения стал комфортный, сначала нужно провести диагностику подвески. Повышенный люфт деталей подвески может сказаться на выставлении углов. Поэтому нужно предварительно осмотреть ходовую часть авто, убедиться в целостности металлических и резиновых элементов.
Причиной может быть и деформация кузова ТС. Источником может стать ДТП или коррозия. В этом случае поможет капитальный ремонт кузова и силовых элементов.
Если сход-развал отрегулирован, а автомобиль едет не прямо, деформации кузова и подвески исключены, то можно поменять местами колеса или сменить пару. Причиной может быть деформация каркаса шин или неоднородность слоев брекера.
Итак, чтобы не снималась управляемость и маневренность автомобиля, надо регулярно делать развал-схождение. В ином случае, подвеска станет неустойчивой, а ТС небезопасным. Поэтому проверка необходима спустя каждые 15 тыс. км, после ДТП и смены сезонной резины.