
Ни один владелец личного автомобиля не желает столкнуться с вынужденной необходимостью в ремонте силового агрегата в силу дополнительных немалых расходов. С этой целью автомобилистам стоит знать, как часто надо менять расходник. По этому поводу существуют разные рекомендации:
- Одни автолюбители предпочитают менять масло, проехав от 10 000 до 15 000 км.
- Другие выполняют процедуру ежегодно, не обращая внимания на пробег.
- Третьи дожидаются предупреждающей сигнализации с приборной панели.
- Другие и вовсе стараются менять масло, когда расходник по консистенции начинает напоминать деготь.
В последнем случае водители рискуют столкнуться с необходимостью капитального ремонта ДВС. Большинство производителей рекомендуют менять масло в двигателе после пройденных 10-15 тыс. км пробега. Однако не следует слепо доверяться этим значениям – чтобы избежать неприятных последствий, учитывать ряд факторов.
Роль масла в двигателе
Когда в мотор заливается расходный материал, между трущимися металлическими поверхностями создается тонкая и скользкая пленка, которая уменьшает силу трения. Поскольку силовой агрегат развивает высокие обороты, то без этой пленки детали быстро изнашиваются. Также моторное масло отводит излишки тепла.
Современные материалы включают в состав добавки, чтобы обеспечить необходимые свойства. Замена масла в двигателе, выполненная вовремя уберегает металлические элементы от развития коррозии, но и обладает моющими качествами. Последнее – это обязательное условие, поскольку внутренние составляющие мотора подвергаются воздействию сгораемого топлива.
Без масла двигатель под нагрузкой продержится несколько минут. Опытные мастера не рекомендуют оставлять автомобиль надолго без движения – со временем масло стекает в картер. Из-за этого поначалу двигатель после запуска работает «всухую».

Старение смазки
Только если менять масло на регулярной основе, оно исполняет обязанности. Ведь независимо от производителя и других критериев любая смазка со временем начинает терять изначальные качества. Происходит естественное старение – масло окисляется, выгорают присадки, скапливаются загрязнения. У каждого вида это происходит с разной периодичностью, в чем главное отличие между производителями.
В идеальных условиях эксплуатации – чистый мотор, работа на средних оборотах, малые нагрузки, использование качественного топлива – масло прослужит дольше регламентируемой продолжительности. В действительности добиться таких условий невозможно. Поэтому надо менять масло в двигателе по установленным интервалам.
Основная причина окисления масса кроется в регулярных перегревах и охлаждениях. Присадки с моющими свойствами выгорают, а грязь начинает скапливаться. На продолжительность старения моторного масла влияют условия эксплуатации двигателя. Как отмечают опытные работники автосервисов, смазка быстрее стареет в случае тяжелых условиях эксплуатации. Примером этому служит высокая нагрузка на силовой агрегат, буксировка прицепов и машин, передвижение по горам и бездорожью, простаивание в городских пробках, что не редкость.
Замена масла в двигателе предполагает и покупку нового оригинального фильтра вместо старого элемента. Иначе в свежий материал попадут оставшиеся загрязнения.

Нежелательные последствия
Любой вид моторной смазки состоит из основы и группы присадок. Из всех трех основных видов востребованы полусинтетические и синтетические моторные масла. У минеральных смазок ряд недостатков, хотя находят потребителей. Как раз синтетика и полусинтетика надежным образом защищает внутренние компоненты двигателя. Смазка подбирается под характеристики конкретного ДВС.
Владельцы машин, которые решают не менять масло вовремя или делать это редко, сталкивается с некоторыми последствиями:
- Отработанное масло хуже отводит тепло, а потому перегрев мотора – это вопрос времени.
- Менять старую смазку следует из-за снижения вязкости и повышения текучести. При такой эксплуатации транспортного средства уже не создается масляная пленка и между трущимися поверхностями увеличивается трение. В лучшем случае двигатель начнет расходовать больше топлива, а при худшем сценарии застучит.
- Растут риски развития коррозионного процесса.
- В ходе циркуляции отработанной смазки каналы забываются отложениями после сгорания бензина или дизельного топлива.
Если регулярно менять масло, это позволяет избежать слишком больших расходов. Новая смазка вместе с фильтром стоит гораздо меньше, нежели капитальный ремонт двигателя. Часто владельцы автомобилей вынуждены вкладывать немалые средства по причине нарушения регламента обслуживания ДВС. Сигнальный индикатор присутствует только в новых автомобилях, но на дорогах полно старых машин, а также тех моделей, где такая сигнализация отсутствует. Тогда водители рискуют упустить момент, через сколько км пробега нужно менять масло.
Частая смена смазки мотора
Если менять масло не по регламенту производителей, а чаще, для силовой установки это только в плюс. Ряд автомобилистов не дожидается заветных 6 000-8 000 км, они посещают автосервисы для такой процедуры по прошествии 3 000-4 000 км. Менять расходник с такой частотой подходит транспорту, который эксплуатируется внутри больших городов.
Стоит учесть, что не рекомендуется менять смазку одной марки на другую – производители автомобилей настаивают на использовании одного и того же бренда.

Периодичность замены смазочного материала
Большинство производителей, выпускающие моторные масла и собирающие автомобили, указывают рекомендации, через сколько км и как часто надо менять смазку. Значения указываются не только касательно пробега, но и с учетом промежутка времени. Однако это средние показатели пробега, которые рассчитаны на оптимальные условия эксплуатации.
Рациональнее менять расходник с учетом особенностей вождения, типа моторного масла и силового агрегата и ряда прочих сопутствующих факторов. Для сравнения – у спортивных машин расходник нужно менять после каждой гонки.
Разновидности масел
Сегодня в автомагазинах богатый ассортимент смазочных материалов, что играет на руку водителям, когда надо менять масло в силовом агрегате. Созданная еще с советских времен «минералка» по-прежнему поставляется на продажу, хоть есть надежные современные аналоги. Все моторные масла делятся на несколько видов, в зависимости от основы.
«Минералка»
Это классический вариант смазки для двигателя, создаваемый из нефти. В магазинах «минералка» встречается уже реже, поскольку основное преимущество кроется в низкой стоимости, а других плюсов нет. Для новых двигателей у такой смазки слишком густая консистенция. Однако это подходящее решение для машин советского производства.
Минеральное масло за относительно короткий пробег теряет свойства и поэтому требуется частая замена масла в двигателе. С другими аналогами такого е происходит, а потому минеральная смазка закономерно отходит на второй план. В среднем менять масло в ДВСнужночерез 5-7 тыс. км пробега. Однако такая смазка оставляет много нагара, и поэтому требуется промывка силового агрегата. Несмотря на это «минералку» еще покупают в силу доступности.
Полусинтетика
В этих маслах две основы – минеральная и синтетика чаще всего в соотношении 2:1. Но некоторые производители предпочитают подбирать собственные пропорции. Такая смесь относится к среднему ценовому сегменту рынка и ей отдают предпочтение владельцы автомобилей бюджетного класса. В отличие от чисто минеральных масел, полусинтетика оставляет меньше нагара, а температура кипения увеличена до 400 °C.
Касательно промывки двигателя мнения разделились – одни механики считают, что в этом нет необходимости, другие склоны к данной процедуре, поскольку это позволяет мотору оставаться чистым. Но у полусинтетических масел в период эксплуатации снижется вязкость, а имеющиеся в составе присадки не отличаются долговечностью.
В конечном итоге нужно менять масло в двигателе с периодичностью от 10 000 до 15 000 километров. Это лучший вариант, нежели минеральный аналог.
Синтетика
Синтетический вариант намного лучше минерального, но и цена в разы выше. Именно такое масло заливается в двигатели большинства автомобилей. Благодаря высоким рабочим качествам обеспечивается стабильность вязкости и сохранение пакета присадок. Температура кипения синтетики – 600 °C и добавок такое масло практически не подвергается пригоранию. Соответственно большого количества нагара, как после использования «минералки», не образуется.
Включение в состав масла пакета присадок повышает срок службы. Это предоставляет возможность менять масло в двигателе, проезжая от 15 до 20 тысяч км. Даже после пройденных 15 000 км, синтетика остается в лучшем состоянии, нежели минеральное масло.
В решении вопроса, через сколько надо менять масло в моторе и при выборе расходника, жители холодных регионов отдают предпочтение именно синтетике. Такой материал прокачивается по системе без усилий. Однако синтетику не рекомендуется заливать в старые моторы, поскольку между трущимися поверхностями создается слишком тонкая масляная пленка. Ко всему прочему масло легко просвечивается сквозь устаревшие сальники.
Существуют отдельный вид синтетической смазки, изготавливаемой по технологии гидрокрекинга, хоть молекулярная структура почти идентична. Это позволяет менять масло в двигателе с большим интервалом – до 30 000 км пробега.

Эстеровая смазка
По сути, такой продукт на основе диэфиров и полиэфиров является следующим шагом эволюции в развитии производства автомобильных масел. Такая смазка заливается в форсированные тюнинговые двигатели. Опытные слесаря выделяют такие параметры, как низкий коэффициент трения, высокие моющие качества и создание качественной масляной пленки. Это дорогой вариант, но, несмотря на это, эстеровые масла покупают те автомобилисты, которые раньше использовали некачественную смазку либо после сильного загрязнения ДВС.
Как отмечают мастера автосервисов, если силовой агрегат подвергается воздействию высоких нагрузок, то менять масло в силовом агрегате лучше через 6-8 тыс. км пробега. В других ситуациях показатели немного расширены – 10 000-15 000 км. Но в большинстве случаев интервал не дотягивает до стандартных значений. По крайней мере, это один из эффективных способов «промывать» грязный силовой агрегат изнутри.
Масла Longlife
Данная категория обладает большим рабочим ресурсом. Соответственно менять масло в двигателе допустимо реже в сравнении с обычными материалами. Однако в обмен на долговечность, водитель обязан соблюдать требования производителя. Не только заливать в бак автомобиля качественное топливо, но и приобретать только оригинальные фильтры. Нагружать двигатель лучше в среднем диапазоне и передвигаться исключительно по трассе.
Полигликолевые аналоги
Это прогрессивное решение на текущий момент времени, изготавливаемое из полигликоля (PAG). У таких масел самый низкий коэффициент трения и они способны растворить практически все, включая продукты собственного распада. Используемые присадки также сохраняются надолго. Не проявляет агрессивности к резиновым изделиям.
Однако в продаже найти такие масла крайне тяжело, что обуславливает их высокую цену. Известная марка – это Kroon Oil, которая даже чище, нежели эстеровая смазка. Также менять масло в двигателе можно с отклонением от стандартных показателей пробега.
Особенности пользования машиной
На периодичность, как часто надо менять моторное масло, влияет характер эксплуатации транспорта. Пока транспорт на гарантийном обслуживании, вопросы касательно того, через сколько км выполняется замена масла в двигателе решаются работниками автосервисов. После каждой процедуры указывается период до следующего посещения сервиса.
Но на что ориентироваться, если гарантийный срок закончен и остальным водителям? Многое что зависит от характера пользования машиной. Все автомобили условно делятся на три категории.
Машины для дачного пользования
Показатели пробега таких машин в течение года лишь в редких случаях превышают 2 000 км. В основном путь пролегает от дома до дачи и обратно. То есть автомобиль большую часть времени простаивает, изредка выбираясь за пределы гаража.
При подобных условиях эксплуатации любого транспорта менять масло в двигателе допустимо раз в год. Причем, независимо от величины пробега. Гораздо лучше, если замена масла проводится по истечении 12 месяцев.

Автомобили выходного дня
На этих машинах владельцы передвигаются не чаще одного раза в неделю и за городской чертой. Годовой пробег доходит до 10-20 тыс. км, в зависимости от дальности конечных пунктов.
Таким водителям допустимо менять масло в моторе, придерживаясь стандартного интервала в 12 000-15 000 км. С точки зрения производителей здесь условия близки к оптимальным.
Транспорт для городских служащих
Езда по городским улицам уже ежедневная с простаиванием в дорожных пробках. Только за одни сутки автомобиль преодолевает от 20 до 30 км пробега – то есть в целом большую часть владелец проводит в машине.
При передвижениях по городской черте двигатель подвергается повышенным нагрузкам. В особенности это относится к мегаполисам. Чтобы двигатель оставался долгое время в работоспособном состоянии, замена масла в двигателе должна приходиться на интервал от 6 до 8 тыс. км пробега. Стоит придерживаться именно этих показателей пробега.
Агрессивный стиль вождения
Некоторые водители быстро разгоняют автомобиль, причем с заходом в «красную зону». Нередко автолюбители перевозят тяжелые грузы. Стиль постоянно нагружает силовой агрегат, из-за чего ускоряется процесс окисления масла. Также материал темнеет и густеет, а чем смазка гуще, тем большая нагрузка возлагается на ДВС. Это отрицательно сказывается на техническом состоянии. То же самое относится к частым подъемам и спускам, езде по бездорожью.
Скоростная езда
Стоит понимать, что между передвижением по улицам города и езде за пределами мегаполисов нет ничего общего. В первом случае не избежать частых остановок и троганий с места. Из-за этого масло сильно нагревается, а постоянное термическое воздействие негативно отражается на качествах смазки. Если придерживаться рекомендаций производителей, то к 15 тыс. км масло окажется в плачевном состоянии.
Показатель скорости в 120 км/ч сильно не нагружает мотор, масло циркулирует на оптимальном уровне. В связи с этим, смазка стареет медленнее. Вдобавок мотор лучше охлаждается на загородных трассах, нежели в городах.
Климатические особенности
В тех регионах, где зима очень холодная, а лето жаркое, масло меняется перед началом сезона. В летние месяцы консистенция смазки не должна быть слишком жидкой. Ровно, как и наоборот – зимой из-за густоты запускать двигатель труднее. Многие летние разновидности не выдерживают сильных морозов и застывают, причем так, что не проворачиваются узлы ДВС.
Тип силового агрегата и его объем
Чем мощнее и объемнее силовая установка, тем большую нагрузку он способен выдерживать. Масло в таких моторах сохраняется на долгий срок. Даже при скорости 120-130 км/ч они не испытывают больших перегрузок. Слабые двигатели сильнее греются, а потому быстрее изнашиваются. Особенно это относится к форсированным моделям. Такими агрегатами оснащается все малолитражные машины, в дополнение к которым ставится трансмиссия с малым передаточным отношением для передвижения с небольшой скоростью.
То есть в тяжелых условиях агрегаты малолитражек, включая поршневую группу, испытывают большую нагрузку, нежели их мощные собратья. В результате повышается температура моторного масла вследствие увеличения газов в картере. Тяжелее всего достается форсированным двигателям объемом 1,2 л, ведь турбокомпрессор создает дополнительную нагрузку.
Из-за того, что в дизельных агрегатах масло подвергается гораздо большему воздействию, в отличие от бензиновых моторов. По этой причине менять масло в двигателе приходится чаще в 1,5, а то и 2 раза. Это относится не только к легковым автомобилям, но и фургонов, а также грузовиков малой грузоподъемности. В российских реалиях автослесари рекомендуют владельцам машин с дизельной установкой соблюдать интервал от 7 до 10 тыс. км пробега.

Влияние качества топлива
От качества бензина или дизеля также зависит, решение вопроса, с какой периодичностью необходимо менять масло в двигателе. В качестве основополагающего фактора выступает количество серы в состав топлива. При значении в 50 ppm, такое топливо заливать в бак легкового автомобиля не следует. В результате сгорания бензина либо дизельного топливо, сера становится серной кислотой. Из-за этого соединения смазка окисляется и начинает походить на деготь.
Замена смазки двигателей автомобилей с салонов
После покупки новой машины в автосалоне, владельцу выдается сервисная книжка, где указано, через сколько пройденных километров менять масло в двигателе. У новых автомобилей еще в заводских условиях проводится холодная обкатка силовых установок. В период подготовки из двигателя вымывается стружка вместе с другими частицами, которые появляются при притирке новых деталей. С этой целью используется обкаточное масло.
Стоит избегать самодеятельности и не прислушиваться к советам гаражных «специалистов». Первое техническое обслуживание обязательно нужно пройти у официального дилера для сохранения гарантийного срока. Опытные механики автосервисов рекомендуют впервые менять смазку после прохождения 2 000-3 000 км. В результате из двигателя окончательно удаляются частицы износа, которые все равно остаются даже после заводской промывки. Такая замена масла продлевает ресурс силового агрегата.
Несложная процедура оценки состояния моторного масла
Эффективный и простой способ проверить масло – провести визуальный осмотр. Делается это с помощью щупа, который производители предусмотрели для контроля количества заливаемой смазки. На кончике присутствуют две метки – Min и Max. Уровень заливаемой жидкости должен приходиться между ними, но никак не ниже или выше. Лучше посредине, но оптимально ближе к верхней отметке.
Оценить качество можно по следующему алгоритму:
- Из холодного двигателя вытаскивается щуп.
- Кончик насухо вытирается.
- Теперь щуп вставляется обратно.
- Желательно выждать две секунды и снова вытащить щуп, оценить масло на кончике.
При анализе масла, стоит присмотреться к оттенку, консистенции и обратить внимание на запах. При отсутствии последнего оценить, как смазка стекает с конца щупа. Если свободно и капает слово вода, это свидетельство потери вязкости. В норме сперва образуется крупная капля и только потом падает вниз.
При светлом или желтовато-коричневом оттенке масло еще пригодно к использованию. В случае черного цвета замена масла в двигателе обязательна, вне зависимости, от того сколько прошла машина.
После визуальной оценки можно проверить, капнув на бумагу. Если высохшее пятно ровное, примеси и частицы отсутствуют, масло в хорошем состоянии. В противном случае замена масла в двигателе – это обязательная процедура.

Полезные рекомендации
При покупке подержанной машины, первое, что сделать новому владельцу – менять масло с фильтром. Ведь неизвестно как прежний хозяин обслуживал автомобиль, возможно, смазка уже утратила свойства.
Некоторые автолюбители интересуются, чему лучше отдавать предпочтение. В идеале опираться на рекомендации производителей автомобилей. То есть не стоит покупать синтетику вместо полусинтетики. Иначе владелец столкнется с проблемами. Масло начинает течь из двигателя либо агрегат теряет мощность из-за слишком малой толщины масляной пленки между цилиндрами и поршнями.
В старых моторах с возрастом больше 7 лет желательно менять расходный материал на 20-30% чаще в сравнении с новыми автомобилями, чтобы исключить поломку.
Знающие люди рекомендуют игнорировать услугу экспресс замена масла в двигателе. При такой процедуре специальным оборудованием отработанный материал вытягивается из двигателя через отверстие, с помощью которого контролируется уровень масла. Однако внутри остается много старой смазки, а добавление свежей автомобильной смазки снижает качество материала.
Большинство автомобилистов задается вопросом – промывать ли каждый раз силовой агрегат, когда надо менять масло в двигателе? У производителей по этому поводу нет никакой информации. Такая традиция родилась еще в советский период, когда трудно было найти хорошую смазку и владельцы заливали то, что дешевле. Современные масла содержат присадки, способные сохранить двигатель. Для этого нужно регулярно менять масло.