
На первый взгляд, замена масла в автоматической коробке передач или вариаторе, как и в других агрегатах, должна производиться с предписанной заводом-изготовителем периодичностью и благотворно сказываться на долговечности работы. Однако, даже такая очевидная операция скрывает в себе некоторые нюансы, которые важно знать.
Что заливают в АКПП
Сегодня на рынке автомобильных запчастей легко найти массу альтернатив оригинальной продукции. Несмотря на привлекательную цену и заявленное соответствие спецификациям производителей автомобилей, такие заменители могут отличаться по параметрам от оригинала (например, более высоким коэффициентом теплового расширения). В отличие от них, оригинальный продукт преодолел необходимые испытания при работе в конкретной модификации коробки передач и получил соответствующие допуски и разрешения.
Иногда выбора у владельца не остается – автоматы последних поколений чувствительны к применяемому маслу и использование в них неоригинальных заменителей способно негативно сказаться на качестве работы агрегата, при переключениях есть риск возникновения задержек и появления посторонних шумов.
Эта особенность, к слову, характерна для семейства 6HP немецкой компании ZF. Другой пример – современные автоматические коробки передач периодически работают в промежуточных режимах, при которых пакеты фрикционов не прижаты до конца и частично пробуксовывают. Способна ли неоригинальная жидкость выдержать в таких условиях заданные рабочие характеристики – большой вопрос. Повышенный износ опасен еще и тем, что владелец машины, как правило, не замечает некорректное функционирование механизма блокировки гидротрансформатора. Продукты износа накладок фрикционов, постепенно накапливаясь, могут вывести из строя другие компоненты гидравлической системы. Автоматические коробки предыдущих поколений (к примеру, 4-ступенчатые) считаются неприхотливыми в этом отношении, поэтому при их обслуживании есть оправданная возможность немного сэкономить.
Если все-таки выбор пал на товар альтернативного поставщика, лучше остановиться на известной марке с мировым именем. В этом случае больше шансов, что перед запуском на рынок он прошел установленные проверки на соответствие требованиям конкретного изготовителя. Естественно, за надежный бренд и серьезную репутацию придется заплатить больше, но зато дальнейшая эксплуатация точно не принесет никаких неприятных сюрпризов.

А что внутри вариатора
Вариаторные трансмиссии (CVT, Continuously Variable Transmission) стали популярными в последнее десятилетие. Конструктивные отличия от автоматов (в частности, наличие стальных конусов и ремней или цепей) предопределили необходимость применения в них других рабочих жидкостей.
Строго говоря, не вполне правильно называть маслом жидкость, которую заливают как в автоматическую КПП, так и в вариатор. Это делают по аналогии с «механикой», где используется трансмиссионное масло. Для первых применяется жидкость ATF (Automatic Transmission Fluid), тогда как для вторых – жидкость CVT. Каждая из них отличается набором собственных характеристикам.
Смазка трущихся деталей тоже присутствует в этом перечне, но это не основное их предназначение. Если рассмотреть жидкость CVT, то она под давлением увеличивает коэффициент трения в месте контакта конуса с ремнем, то есть обладает дополнительными свойствами по сравнению с обыкновенными смазочными материалами.
Когда нужно менять масло?
Современные регламенты автопроизводителей устанавливают, что масло в автоматических коробках залито до конца срока службы автомобиля. Прочитав это утверждение, многие автовладельцы подумают: «Хорошо, а зачем пытаться лезть внутрь, если инженеры-конструкторы этого не предусмотрели?». Дело в том, что есть случаи, когда масло все же понадобится заменить. К ним, например, относятся тяжелые условия эксплуатации (интенсивное движение машины в пробках, использование прицепа, поездки в горной местности, запыленность воздуха, частые поездки на короткие расстояния и т.д.). При таких обстоятельствах японская Toyota устанавливает интервал замены в 60000 км. В нормальных условиях эксплуатации рекомендована частичная замена на пробеге 80000 – 100000 км, подразумевающая снятие поддона, если это возможно, и замену фильтрующего элемента АКПП (о способах замены масла речь пойдет ниже). В дальнейшем процедура выполняется каждые 40000 – 50000 км.
В классических автоматических коробках передач износу подвержены неметаллические накладки фрикционов, тогда как в вариаторе прежде всего страдают стальные конусы и ремень. Образующаяся стальная пыль нарушает нормальную работу гидравлических клапанов, снижая управляющее давление, поэтому в вариаторной коробке масло нужно менять каждые 60000 км. Этот процесс также предусматривает чистку улавливающих магнитов от продуктов износа и замену фильтра.
Способы замены
Как уже отмечалось ранее, замена масла в АКПП – непростая операция. Новая жидкость может смыть продукты износа, оседающие на стенках и элементах гидравлической системы, и перенести их в гидроблок, загрязнив его соленоиды. В результате этого коробка передач будет функционировать с рывками и задержками. Как ни парадоксально, но вариант ухудшения работы автомата после замены масла вполне реальный.
Заменить масло в автоматической коробке можно тремя способами:
- частичным без снятия поддона и замены фильтра;
- стандартным частичным;
- полным.
Рассмотрим их подробнее.
Замена без демонтажа поддона и фильтра
Первый метод считается наименее «стрессовым», при его проведении обычно удается слить около двух литров масла, притом, что нормативный заправочный объем может достигать десяти. Масло доводят до нужного уровня, затем машина проезжает около 1000 км, после чего процедура повторяется. Метод хорошо подходит для автомобилей с пробегом более 100 000 км, поскольку хронология и качество обслуживания, а также техническое состояние агрегата в таких случаях не всегда достоверно известны. Один из способов проведения косвенной оценки следующий. Необходимо слить небольшой объем масла, и если оно темного цвета или чувствуется горелый запах, то лучше применить именно щадящий способ.
Стандартная частичная замена
Этот метод является самым распространенным. Как правило, регламент гласит о частичной замене масла, когда нет оснований подозревать неисправность автомата. Она заключается в сливе всего объема смазочного материала из картера со снятием поддона (если он предусмотрен) и замене фильтра АКПП. Как вариант, такой сервис проводится после проведения двух процедур, описанных в предыдущем пункте, что позволяет продлить ресурс КПП.
Полная замена
В этом варианте придется обратиться на станцию техобслуживания, поскольку необходим специальной аппарат. С его помощью старая жидкость под давлением вытесняется из гидравлической системы, что хорошо видно через трубки установки. Для полной замены понадобится объем масла, немного превышающий заправочный. Например, если нормативное значение составляет десять литров, то дополнительно понадобится еще литр-два. Как уже говорилось, этот процесс сопряжен с риском засорения элементов гидравлики отложениями стальной пыли, поэтому ее предписывают делать только после ремонта КПП или в случае заливки некачественной продукции.
Что касается вариаторов, то для них соблюдение регламента – залог безотказной работы, способной поставить их в один ряд с гидромеханическими трансмиссиями по части надежности. Однако, важно соблюдать и эксплуатационные рекомендации – следить за чистотой радиаторов, охлаждающих CVT, а также по возможности прогревать коробку при отрицательной температуре окружающего воздуха. В точке контакта конусов и ремней жидкость сможет эффективно работать только при условии достижения оптимальной температуры. Недостаточный нагрев способен стать причиной появления проскальзывания ремня и возникновения задиров на поверхностях конусов.

Подведем итоги
Итак, несмотря на постоянное совершенствование конструкции автоматических трансмиссий и вариаторов, а также технологий производства смазочных материалов, при повышенных нагрузках на КПП рекомендуется периодическая замена рабочей жидкости. Для продления эксплуатационного ресурса и снижения риска незапланированных расходов на дорогостоящий ремонт нужно придерживаться рекомендаций производителя автомобиля как по выбору применяемой жидкости, так и соблюдению установленных сервисных интервалов. Для вариаторов с каждым годом это становится все более актуальным, так как по прогнозам в ближайшем будущем половина выпускаемых автомобилей будет оснащена этим типом трансмиссии.