
Если в охлаждающем контуре автомобиля возникает недостаток фреона, следует осуществить заправку автокондиционера. И хотя заправка в СТО обойдётся недорого, в качестве экономии денежных средств это можно выполнить самостоятельно.
Устройство системы кондиционирования
Автомобильный кондиционер представляет собой компрессор, конденсатор, испаритель, вентилятор и клапан управления, которые связаны между собой при помощи магистралей. Аппарат содержит в себе охлаждающий фреон в состоянии газа. Компрессор, который приводит в работу автомобильный двигатель, в период работы сжимает его, тем самым повышая температуру фреона и повышая давление в системе. Затем фреон по трубам высокого давления отправляется в конденсатор, где температура газа снова снижается, и он превращается в жидкость. Она проходит по магистралям и попадает на управляющий клапан, с помощью которого хладагент подаётся в испаритель, где температура нормализуется. Таким образом снижается температура автомобиля, а охлаждающий агент переходит в газовое состояние. Процесс повторяется, как только в конце цикла фреон заново оказывается в конденсаторе.

Автомобильный кондиционер выполняет такие важные функции, как охлаждение системы и поддержание нормальной температуры и влажности в салоне, не давая стёклам запотевать, а также очистка воздуха от нежелательных запахов улицы.
Как часто заправлять кондиционер в автомобиле
Ежегодно в охлаждающей системе становится на 10-20% меньше фреона, по этой причине заправка автокондиционера должна производиться раз в 3 года. Делать это необходимо ещё и потому, что, когда хладагента остаётся 50% и менее, эффективность работы кондиционера значительно снижается. Также это опасно из-за чрезмерной постоянной дополнительной нагрузки на автомобильный двигатель. В попытках накачать хладагент, компрессору приходится работать в постоянном режиме, в результате он недополучает смазку из фреона, что значительно снижает его эффективность.
Однако бывают случаи, когда заправка системы кондиционирования воздуха может быть просто необходима:
1. При нарушении герметичности труб оборудования;
2. Механическом их повреждении;
3. Образовании ржавчины на конденсаторе;
4. После проведения ремонта или вследствие разгерметизации системы кондиционирования.
Также необходимо помнить о том, что чем больше времени автомобиль находится в эксплуатации, тем более интенсивно происходит естественная утечка, связанная с процессами старения, даже при отсутствии необходимости ремонта. Тогда количество заправок автокондиционера следует увеличить до 1-2 раз в год.
Что понадобится для самостоятельно заправки кондиционера
В пределах СТО существует множество методов заправки систем кондиционирования машин, но в домашних условиях доступен только один из них — полная замена с добавкой свежего фреона. Автоматические установки, заправляющие автомобильный кондиционер в автоматическом режиме без вмешательства оператора, многим не по карману. Обслуживание системы охлаждения автомобиля с помощью подобной станции позволит в короткий срок заправить кондиционер, а также значительно увеличит срок его службы. Однако следует рассматривать и оборудование для неавтоматической заправки. Оно гораздо дешевле, однако для его использования требуются определённые навыки и опыт.

Для проведения процедуры понадобятся станция для измерения давления, переходник с краном, шланги синего и жёлтого цветов и баллон с хладагентом — из них требуется собрать устройство для заправки автокондиционера. Для этого необходимо присоединить к фреоновому баллону переходник с краном, а к нему — шланг, который необходимо прикрепить к измерительной станции. Второй шланг используется для соединения с помощью переходника с установкой контроля давления с другой стороны. Подобное готовое устройство находится в наличии во многих магазинах, но цена может варьироваться в зависимости от типа конструкции. И хотя затраты здесь превышают заправку кондиционера в СТО, всё же они оправданы, ведь заправка будет производиться ещё огромное число раз.
Для дополнительных операций, например, вакуумирования системы или проверки герметичности труб системы кондиционирования воздуха с помощью давления, могут потребоваться дополнительные инструменты: автомобильный вакуумный насос, баллон с безопасным газом, термометр-влагомер и масляный инжектор.
Какой выбрать фреон
Наиболее рекомендуемым вариантом для обслуживания считается смесь R134a, необходимо около 700-1000 г, учитывая запас в 5-10% на продувку и непредвиденные расходы. Ранее применялся фреон R12, но в связи с его негативным влиянием на окружающую среду он был запрещён для использования еще в 90-х годах. Однако всё же следует изучить наклейку, расположенную под капотом автомобиля, или справочную книгу к машине, где указывается вид используемого вещества и его вес в работе системы.
Как подготовиться к заправке
По той причине, что автомобильный кондиционер — сложное устройство, чаще всего подготовка к заправке завершается на поиске косвенных признаков поломок и вероятных утечек фреона с помощью разнообразного оборудования. Необходимо избавиться от остатков хладагента в системе кондиционирования, предварительно произвести вакуумирование и проверку на возможные повреждения с помощью газа.
Вакуумирование
Чтобы избавиться от лишнего воздуха и влаги в системе, необходимо подвергнуть кондиционер процессу вакуумирования системы, здесь понадобится такое устройство, как автомобильный вакуумный насос.
Перед вакуумированием следует прогреть автомобиль, это позволит впоследствии полностью избавиться от влаги в испарителе. После этого установку необходимо подсоединить к системе кондиционирования через патрубок и включить её и оставить работать примерно на 10-30 минут. Затем следует закрыть вентиль, завершить работу насоса и повторить процесс 2-3 раза. После необходимо приостановить работу на несколько часов, тем самым позволить температуре и давлению прийти в норму, тогда можно начинать процесс заправки кондиционера.
Неправильно или некачественно проведённый процесс вакуумирования способен помешать нахождению утечек системы кондиционирования на последующих подготовительных этапах перед заправкой, что часто является причиной того, что кондиционер будет работать с некоторыми сбоями.
Нахождение и устранение утечек
Для их обнаружения следует использовать течеискатель — специальное чувствительное устройство, принцип действия которого направлен на поиск повреждений труб, позволяющий провести диагностику и конкретизировать месторасположение утечки. Однако обнаружить утечки можно и другими способами:
- Необходимо сделать специальную жидкую смесь, состоящую из масла и фреона, и добавить в неё ультрафиолетовый краситель.
- Далее заправить кондиционер и включить его.
- Спустя 5-10 минут с помощью ультрафиолетовой лампы можно заметить места утечек, окрашенные в жёлто-зелёный оттенок.

Ещё один способ, с помощью которого возможно обнаружить утечку — использование мыльного раствора. Принцип его работы состоит в том, чтобы при нанесении раствора в местах повреждений образуются мыльные пузыри, которые легко заметить невооружённым глазом. Несмотря на удобство данного метода, для его применения необходимо знание мест расположения магистралей с хладагентом. Чаще всего протечки в системах кондиционирования обнаруживаются на стыках магистралей, либо на радиаторе — сюда и следует прежде всего наносить мыльный раствор.
В устранении повреждений на магистралях может помочь металлическая труба, с её помощью нужно закрыть место утечки, с каждой стороны закрепить на ней хомуты и обезжирить их место крепления. Далее необходимо, воспользовавшись обычной изолентой, закрепить части муфты между собой и нанести на них клей, затем расположить муфту на трубе и затянуть хомуты. Если же утечка обнаружена на радиаторе, то решить проблему можно с помощью запаивания или полной замены устройства радиатора. Откладывать устранение повреждения ни в коем случае нельзя, ведь таким образом в систему попадает лишний воздух, что приводит к окислению деталей и запуску коррозийного процесса, что нарушает правильную работу автомобиля.
Тест с помощью давления
Следующий шаг — удостовериться в целостности системы автокондиционера. Это можно сделать с помощью заправки охлаждающей системы любым безопасным газом. Сразу после процедуры необходимо измерить давление, а затем ещё раз спустя полчаса — если цифры остались неизменными, то система абсолютно герметична. В обратном случае необходимо устранить утечки и заново провести процедуру.
Стадии заправки систем кондиционирования
Благодаря тому, что системы охлаждения очень похожи друг на друга по своей конструкции, кондиционер любой модели легко заправляется с помощью представленной ниже стратегии, за исключением некоторых небольших отличий. На самом деле, заправка производится достаточно несложно, поэтому каждый может научиться её выполнять, достаточно лишь следовать определённому принципу действий:
- Для начала необходимо найти магистраль низкого давления — широкую трубку, под которой находится труба немного уже — и открутить колпачок, защищающий систему от попадания в неё грязи и пыли.
- Шланг от самодельного заправочного устройства нужно прикрепить к патрубку.
- Теперь нужно завести автомобильный двигатель в диапазоне 1300-1700 оборотов в минуту и оставить его включённым на весь период заправки: можно расположить что-нибудь увесистое под педаль газа. Также рекомендуется залить в систему около 15 г масла, которое послужит смазкой для механизма компрессора. Более того, в него можно добавить краситель, таким образом в будущем оно позволит обнаружить возможные утечки.
- Запустить воздушную рециркуляцию.
- Далее необходимо расположить фреоновый баллон вверх дном и медленно открыть магистральный и фреоновый вентили одновременно.
- Во время закачки фреона в кондиционер необходимо отслеживать показания манометра: для безопасности компрессора уровень давления должен находиться в пределах 250-275 кПа.
- Об окончании процедуры заправки будет сигнализировать понижение температуры воздуха в салоне автомобиля и резкое охлаждение шланга возле патрубка. Следует постепенно заглушить двигатель и отсоединить заправочную установку.

После завершения процесса заправки необходимо проверить корректность работы системы охлаждения. Для этого следует запустить двигатель, включить автомобильный кондиционер на полную мощность и удерживать обороты двигателя в диапазоне 2500-3000 единиц. При нормальных условиях показатели в портах низкого и высокого давления сразу после запуска компрессора должны составлять около 2 и 15-18 бар соответственно. Также хорошим признаком будут потоки холодного воздуха, исходящие из дефлекторов в салоне автомобиля, а также периодическое отключение установки компрессора.
Иногда бывает, что фреон с трудом протекает в контур системы кондиционирования, и вакуума недостаточно, чтобы втянуть жидкость. Для успешного решения этой проблемы необходимо всего лишь завести автомобильный двигатель, включить кондиционер и дождаться запуска компрессора. В результате перечисленных действий фреон с лёгкостью начнёт протекать по трубам, заправка возобновится, и здесь необходимо вовремя закрыть кран, дабы не превысить заправочную норму.
Уход за системой охлаждения
Чтобы автомобильный кондиционер корректно функционировал, следует раз в три месяца промывать радиатор от накопившейся грязи и пыли, также в зимнее время года следует как минимум 1 раз в месяц прогревать автомобильный кондиционер в тёплом месте в течение около получаса.
При обнаружении утечек, которые не получается устранить самостоятельно, следует обратиться в автомобильный сервисный центр на диагностику.